ШПИОН, КОТОРОГО НЕ БЫЛО — премьера в онлайн-кинотеатрах

 

ШПИОН, КОТОРОГО НЕ БЫЛО

Этот фильм заслуживает внимательного просмотра!

ROGUE AGENT aka FREEGARD

Релиз в онлайн-кинотеатрах: 2 сентября

Жанр: триллер

Продюсер:

Майкл Броннер 2 номинации на премию БАФТА; Мавританец, Капитан Филлипс, Потерянный рейс, Не брать живым

Режиссёры и сценаристы:

Адам Паттерсон и Деклан Лоунсериалы Отравления в Солсбери, Необъявленная война

 

В ролях:

Джеймс НортонМаленькие женщины, Гарет Джонс, сериалы Война и Мир, Невероятные, Гранчестер, МакМафия

Джемма Артертон Принц Персии: Пески времени, Kingsman: Начало, Византия, Новая эра Z, Битва титанов, Страна солнца

Сара Голдберг номинация на премию Эмми; Отчёт о пытках, Тёмный рыцарь: Возрождение легенды, Дом на другой стороне, сериал Барри

Шазад Латиф Отель «Мэриголд». Заселение продолжается, Человек, который познал бесконечность, Пассажир, Профиль, сериалы В поисках любви, Чёрное зеркало

Фрейя Мавор Дама в очках и с ружьём в автомобиле, Предчувствие конца, Видок: Охотник на призраков, Солнце над Литом, сериал Молокососы

Джимми Экинбола сериалы Тед Лассо, Стрела, Скорпион, В конце концов, Самая опасная игра, Смерть в раю, Шёлк, Морская полиция: Спецотдел

 

Начало отношений с харизматичным незнакомцем оборачивается шпионскими страстями, когда тот признается, что служит в контрразведке МИ-5. Но и это – лишь верхушка айсберга. На самом деле «агент» находится в розыске за мошенничество и втянул в свою паутину сразу нескольких жертв, которые доверили ему не только деньги, но и свои жизни. Теперь обманутая женщина жаждет восстановить справедливость и спасти других от его обольстительной лжи.

 

О СОЗДАНИИ ФИЛЬМА

 

Спрашивать людей, слышали ли они о Роберте Фригарде, – почти бесполезное начало разговора. Эта история не похожа ни на одну из тех, что вы слышали раньше. Отправной точкой для неё стала неопубликованная статья Майкла Броннера, продюсера фильма ШПИОН, КОТОРОГО НЕ БЫЛО, над которой он работал в качестве журналиста.

«Я впервые наткнулся на эту историю, когда работал над ПОТЕРЯННЫМ РЕЙСОМ Пола Гринграсса, – рассказывает Броннер. – Я увидел небольшую статью о суде над Фригардом и решил, что это история, выдуманная желтой прессой. Но сюжет застрял у меня в памяти. И я решил поискать его жертв. Я был первым журналистом, с которым поговорили многие из этих людей. Их истории, собранные вместе, формировали крайне интересную картину. Я писал статью, и она всё увеличивалась. Первоначально она планировалась для GQ, но затем редактор, заказавший мне ее, уволился. А я продолжал работать, и в итоге получился довольно большой материал, примерно на треть книги. Я решил не публиковать ее, а отложить на потом. В глубине души я надеялся, что она может послужить основой для фильма».

 

Конечно, иметь отличную историю – это лишь первый шаг, за которым должен идти следующий: она должна попасть к правильным людям. К счастью для Броннера, у него был знакомый продюсер Роберт Тейлор. «Майкл Броннер и я разрабатывали прежде один фильм, запуск которого давался нам с трудом, – говорит Тейлор. – Тем не менее, нам нравилось работать друг с другом. Как-то раз Броннер рассказал мне о своей неопубликованной статье 10-летней давности, основанной на невероятном количестве исследований, которые он провел в отношении некоего Роберта Фригарда. Это был очень подробный и длинный материал под названием «Погоня за агентом Фригардом», который Майкл мне и прислал. Отчетливо помню: как я, сидя в своем кабинете, проглотил статью от начала до конца. Я был очарован статьей с той секунды, как завершил чтение. Это тот редкий материал, который захватывает любого, кому вы начинаете о нем рассказывать».

Дальше уже сработал эффект домино. У Тейлора был на примете ещё один человек из мира кино, который охотился за захватывающей историей с прицелом на её развитие. «Совершенно случайно за два дня до этого у меня была встреча с актёром Джеймсом Нортоном, – продолжает Тейлор. – Тот признался, что хотел бы плотнее участвовать в поиске и разработке материала для себя как актёра, и в конечном итоге он намерен основать продюсерскую компанию. Поэтому я позвонил ему на следующее утро со словами: «Думаю, тебе стоит взглянуть на эту статью». Именно так всё и началось. Джеймс Нортон был первым человеком, с которым я заговорил о проекте, не считая Майкла Броннера. Казалось, что все, кто узнавал об этой истории, тут же увлекались ею, как и Майкл 12 лет назад».

В мире кинопроизводства его величество случай имеет большое значение. Так было и в этот раз. Рассказывает Джеймс Нортон: «Помню, Тейлор прислал мне материал по электронной почте, сопроводив его словами: «Из этого получится потрясающий фильм – прочти и скажи, что ты думаешь». Я прочитал и полностью согласился. Мы увидели потенциал. История была кинематографична, как и сама статья».

 

Перенесемся на несколько лет вперед, когда Нортон решил основать собственную продюсерскую компанию Rabbit Track Pictures вместе с продюсером Китти Калецки.

«В то время я работала в Лос-Анджелесе продюсером, – вспоминает Калецки. –Джеймс позвонил мне и спросил, могу ли я порекомендовать кого-нибудь в Лондоне, кто захочет вместе с ним возглавить продюсерскую компанию. Он, по сути, закинул наживку… Но я была не готова. Я была так счастлива в Лос-Анджелесе, где всегда светит солнце. У меня был очень красивый дом с белым заборчиком. Работа шла своим чередом. Затем, в конце разговора, когда мы уже вешали трубки, он сказал: «Так ты хочешь это сделать?» Очень в стиле Джеймса! На самом деле, очень в стиле Фригарда. Так и родилась компания».

«Китти взошла на борт, и компания была сформирована. Китти необычайно много сделала для того, чтобы фильм появился, – рассказывает Нортон о своем деловом партнере. – ШПИОН, КОТОРОГО НЕ БЫЛО – это первый фильм компании Rabbit Track Pictures, и это действительно волнительно для нас».

 

Итак, с этого момента проект начал обретать форму: Джеймс Нортон, Китти Калецки и Роберт Тейлор были очарованы этой историей и готовы приступить к её переносу на экран. Но им был нужен режиссёр у руля проекта. Выслушав предложения от множества режиссёров, они в конце концов остановили свой выбор на североирландском дуэте Адам Паттерсон и Деклан Лоун.

«Адам и Деклан были менее опытными на фоне прочих режиссёров, но их видение и возможная подача материала впечатлили нас, – вспоминает Нортон. – Сразу стало очевидно, что это их история. Они смогли представить весь фильм в своём воображении. Поэтому мы просто обязаны были рискнуть и привлечь этих режиссёров, даже несмотря на то, что они не сняли до этого ни одного полнометражного фильма. Придя из документалистики, они сразу же поняли структуру картины и тональность, которые мы хотели достичь. Риск был оправданным. Это подтверждалось потом на каждом шагу нашего пути».

«Во время нашей первой встречи Адам и Деклан делали акцент на том, что они режиссёры-документалисты, а потому любят переносить на экран реальные сюжеты, – объясняет Нортон. – Они были идеальными кандидатами! Адам и Деклан не только оказались блестящими сценаристами, но и превосходно руководили процессом на съёмочной площадке. Этот «эффект просачивания» и их энергия сделали нас счастливейшей съёмочной группой. Работать с ними – мечта и настоящее приключение. Для многих из нас, включая меня, это был первый подобный опыт, мы не могли поверить в происходящее настолько, что хотелось себя ущипнуть».

Вспоминает Роберт Тейлор: «Адам и Деклан на первой нашей встрече произнесли такую фразу: «Фригард умел рассказать вам ту историю, которую хотели бы услышать именно вы». Вот оно, исключительное понимание истории, именно то, что мы искали в режиссёре. Но как разложить историю? Какую её часть рассказывать? Через какую призму вы будете смотреть на неё? Из истории Фригарда мог бы получиться эпический мини-сериал, но рассказать её целиком в рамках одного фильма невозможно, важно было упорядочить факты и «уложить» в рамки хронометража. Думаю, что их опыт режиссёров-документалистов и сценаристов телевидения помог им в этом деле».

 

Не только продюсеры были впечатлены режиссёрским дуэтом и их видением проекта. Их энтузиазм помог привлечь к проекту именитых кинематографистов. Таких, например, как оператор-постановщик Ларри Смит. «Мы познакомились с Адамом и Декланом во время созвона по Zoom» – рассказывает Смит. – «Первое, что бросилось в глаза, – то, с каким энтузиазмом они говорили о материале, их страсть была заразительной. Это был очень легкий разговор, между нами сразу, что называется, возникла химия. Мне показалось, что с ними всё пойдет гладко, и это оказалось правдой».

 

«С Адамом Паттерсоном я впервые встретился около 12 лет назад в программе «Панорама», – вспоминает Деклан Лоун. – Мы работали на BBC: Адам был продюсером и режиссёром, а я репортером. Вместе мы снимали документальные фильмы, затем занялись написанием сценариев. Узнав о сценарии фильма ШПИОН, КОТОРОГО НЕ БЫЛО, мы переглянулись «Боже, вот это история!». Обычно мы проводим собственное исследование, используя первоисточники. Но в данном случае нам был предоставлен отличный базовый материал, написанный Майклом Броннером. Он вникал во все аспекты этой истории. Нам действительно повезло в этом смысле».

 

Китти Калецки ранее была знакома с обоими режиссёрами, что очень помогло в реализации проекта. «Я познакомилась с Адамом и Декланом, когда ещё работала в Лос-Анджелесе, до Rabbit Track. – рассказывает Калецки. – Как-то мне прислали написанный ими сценарий, и я влюбилась в него. Затем я встретилась с ними, попыталась добиться их расположения. Это было успешно лишь наполовину – в том смысле, что они захотели встретиться со мной снова. Итак, примерно через год, когда я как раз начала работать в Rabbit Track, мы встретились в Сохо. Я рассказала им всю историю, и она им понравилась. Нам было нужно, чтобы режиссёр или, как в данном случае, пара режиссёров, точно подошли к делу с точки зрения выбранного ракурса, и они с честью выдержали это испытание».

Роберт Тейлор, сопродюсер Калецки, согласен с её мнением: «У всех нас были идеи о том, кто должен «взойти на борт» на последних этапах разработки сценария. Конечно, это их первый полнометражный фильм, но работа Адама и Деклана говорила сама за себя. Они просто великолепны как товарищи по команде, как режиссёры и в конечном счете как люди, стоящие у руля ШПИОНА, КОТОРОГО НЕ БЫЛО. Они действительно двигали нас вперед. Когда мы были готовы представить проект миру, мы рассказали о нем Night Train Media и Герберту Клойберу, и они отнеслись к этому с таким же энтузиазмом, как и мы. Это был очень счастливый процесс. Night Train Media и Герберт Клойбер оказали невероятную поддержку и сразу же включились в проект, что нечасто бывает в случае с британским независимым фильмом. Всё было таким особенным, мы чувствовали себя счастливчиками. Нам повезло с людьми, которые с таким же энтузиазмом относятся к этому фильму и увлечены им так же, как мы».

 

 

УДИВИТЕЛЬНЕЕ, ЧЕМ ВЫМЫСЕЛ

 

Именно это выражение приходит на ум, когда узнаешь правду о Роберте Фригарде.

«Роберт Фригард притворялся агентом под прикрытием, – рассказывает Джеймс Нортон. – Своим потенциальным жертвам он представлялся шпионом, раскрывающим дела ИРА. Он психологически обрабатывал своих жертв, а когда они, купившись на его ложь, оказывались втянутыми в процесс, заставлял их скрываться от мира, отдавать ему все свои деньги, разрывать связи с семьей и друзьями, чтобы «не подвергнуть опасности их всех и самих себя».

«На самом деле это история об иллюзионисте. Он социопат и нарцисс, и то, что он продает, – это иллюзия, – добавляет режиссёр Деклан Лоун. – Фригард понимает, что у каждого из нас есть история, которую мы хотим услышать. Фригард – это своего рода меркантильный волшебник, который способен посмотреть на людей и сказать, чего именно им не хватает в жизни. И дать им это».

 

Вторая половина режиссёрского дуэта, Адам Паттерсон, был столь же ошеломлен этой историей: «Будучи выходцами из мира журналистики, мы думали, что уже видели всё самое шокирующее в мире. А затем мы услышали о Фригарде. Мы были загипнотизированы этой историей сразу же. Просто это один из тех сюжетов, что выходят за рамки правдоподобности. И как документалистам, которые много лет изучали человеческую природу, нам показалось естественным сделать фильм о ней. Это история о трагедии, о поломанных жизнях. Когда вы читаете об этих вещах, вы говорите себе: со мной этого никогда бы не случилось. Но, окунувшись во всё это и поговорив с разными людьми, в том числе со своими друзьями, мы поняли, что такие как Фригард – среди нас. Именно поэтому мы и хотим рассказать эту историю. Наверняка многие из подобной истории сделают вывод, что жертвы Фригарда – либо клинические идиоты, либо излишне доверчивы. Мы как раз стараемся поменять этот образ мышления. То, что вы вступаете в контакт с таким человеком, как Фригард, не значит, что вы глупы. Просто он чересчур хорош в своих манипуляциях.

 

 «В этом проекте и в реальной истории я нашла увлекательным как раз то, что действующие лица – женщины умные, – говорит Эдвина Финдли, сыгравшая роль агента ФБР Сэнди Харланд. – Образованные женщины из хороших семей, имеющие отличное образованием и профессию. Вы бы ни за что не подумали, что такие могут влюбиться в шарлатана, подобного Фригарду. Они же должны видеть его насквозь! Но мы недооцениваем, а может быть, и переоцениваем человечество, глубокие потребности, которые есть у каждого из нас, и нашу подверженность манипуляциям. Мы надеемся, что зрители будут не только обсуждать непосредственно фильм, но и задумаются о том, как не стать жертвой манипуляции, как не проявлять излишнюю доверчивость, когда речь заходит о людях, которых мы впускаем в свою жизнь».

«Это история не о горстке жертв, а обо всех нас, – соглашается Майкл Броннер. – В определенные моменты нашей жизни мы уязвимы, мы все потенциально открыты к манипуляциям, если мы встречаем не того человека. Если в конце фильма у вас возникнет мысль, что это могло случиться с вами, значит, мы сделали что-то важное».

 

История Фригарда особенно актуальна в нынешних реалиях, наполненных фейковыми новостями и дезинформацией. «Мы живем в мире постправды, – рассуждает режиссёр Адам Паттерсон. – Политики часто не несут ответственности за свои действия, социальные сети кормят нас ложью. Это очень сложный мир, в котором трудно разобраться. Роберт Фригард – символ этого мира. Он мастер манипулирования, и я думаю, что это очень веская причина изучить этого персонажа прямо сейчас».

«Это невероятно актуально, потому что посредством социальных сетей машина иллюзий вышла на новый уровень, – соглашается Деклан Лоун. – Фригард мог заставить множество людей поверить в его выдумки и примерить придуманные для них новые личности. Это никогда не было так актуально, как сейчас».

Легенда британской комедии Джулиан Бэррэтт, которого зритель также увидит в фильме, отмечает параллели между героем Фригарда и людьми, занимающими влиятельные политические посты сегодня: «Во многих отношениях он недалек от политики. Я думаю, такие люди невероятно движимы властью. Речь идет о правде. Что такое правда и как люди могут изменить правду, чтобы получить желаемое. Всё это становится продуктом для манипулирования и удержания людей в подчинении в то время, как вы меняете их реальность».

 

В каждом фильме, основанном на реальной истории, существуют элементы художественного вымысла, которые вводятся с целью сделать повествование кинематографичным. Поясняет режиссёр Деклан Лоун: «Чтобы добраться до сути, мы добавили немного художественной вольности в реальную историю. История Фригарда разворачивалась в течение более 12 лет, его жертвами стало множество людей. Уместить это в рамки хронометража фильма решительно невозможно. Необходимо расставить акценты, выделить драматическую суть истории. Иногда это предполагает некоторое отступление от реальных событий. Так, мы приняли решение не использовать имена реальных жертв Фригарда. Мы не пытаемся сказать этим людям: «Это именно ваша история». Мы говорим, что наш фильм вдохновлен их историей».

«Очевидно, что, снимая документальные фильмы, вы жёстко привязаны к правде, – добавляет Адам Паттерсон. – Тут иное дело. Это история «по мотивам». Мы хотели взглянуть на Фригарда как на личность, выяснить, что происходит, когда вы вступаете в контакт с таким человеком. Чтобы сделать это, нам пришлось использовать некоторую драматическую вольность и немного изменить сюжет, но мы чувствуем, что в целом мы по-прежнему очень честны, и это очень близкое изображение произошедшего. Рассказывая реальные истории, вы несете этическую и личную ответственность перед вовлеченными людьми. Поэтому мы изменили имена и защищали реальных жертв всеми возможными способами. Мы следуем журналистскому кодексу в течение многих лет и учитываем его в нашей работе в кино».

Майкл Броннер считает, что отказ от использования реальных имен в некотором смысле пошел на пользу свободе повествования. «Это было наше совместное решение. Наша картина основана на реальной истории, но это не документальный фильм, – говорит он. – Введение вымышленных имен раскрепостило нас, дало нам свободу рассказать историю таким образом, чтобы раскрыть основную правду о произошедшем без необходимости называть конкретных людей».

«Работая с подобными историями, вы несете ответственность перед жертвами и их семьями, – объясняет Джеймс Нортон, который исполнил роль Фригарда. – Когда вы играете реального существующего человека, осужденного за такое ужасное преступление, есть риск переноса ответственности с афериста на его жертв. Мы несем ответственность за то, чтобы продемонстрировать его темные извращенные мотивы, а не увековечить поступки Фригарда в позитивном ключе. Мы внимательно следили за тем, чтобы не возникало ощущения, что мы преклоняемся перед ним или прославляем его. Фригард виновен и ответственен за причинённый людям вред. Снимая фильм, мы старались удержать баланс между желанием сделать персонажа кинематографичным и привлекательным и важностью продемонстрировать, каким монстром, разрушающим жизни людей, был главный герой».

 

 

БЫТЬ РОБЕРТОМ ФРИГАРДОМ

 

Роберт Фригард – персонаж настолько впечатляющий, что многие актёры хотели бы примерить эту непростую роль. И Джеймс Нортон подтверждает это.

«Играть Фригарда – сложная задача, – делится Джеймс Нортон. – Он – загадка, темная, опасная личность, принесшая немало страданий. Мы много и подробно говорили о том, что движет Робертом Фригардом, о мотивации его поступков. Многое мы обнаружили, но немало решили оставить нераскрытым, потому в этой истории масса загадок. Я исследовал предположения о том, что его поступки связаны с его детскими травмами, от которых он убегает. Но единственное, что мы знаем наверняка: он – человек, страстно желающий контролировать всё и всех вокруг себя. И это доставляет ему необычайное удовольствие, даёт уверенность и силу. Он в какой-то степени социопат, ему не хватает способности к сопереживанию и состраданию, он невероятно эгоцентричен и эгоистичен, но не склонен к психопатии. У Фригарда есть моральный компас, и он осознает тот факт, что манипулирует людьми и эксплуатирует их. Но считает, что его собственные цели и выгоды важнее, чем интересы всех остальных».

Рассказывает Майкл Броннер: «Фригард невероятно одарен, он из тех, кого называют злой гений. Ему удавалось очаровывать людей, которые попадали в сферу его интересов, а затем он набрасывался на них, становясь жёстким и опасным. Он был жестоким парнем – так утверждают люди, которые стали жертвами его влияния. Он был искусен в темном искусстве манипулирования. И это всё инстинктивно, Фригард был едва образован. Фригард обладал злым инстинктом увидеть даже малейшую уязвимость в человеке и начинать ковыряться в ней, медленно разбирая сознание своих жертв на части. Доверительность своих жертв он использован против них самих, ставя людей в ещё более уязвимое положение, отрывая их от семей и лишая привычной работы. Он действительно разрушил всё, что связывало их с их собственными прошлыми жизнями, и отправил их в бега, продолжая «пить их кровь».

 

Майкл Броннер пытался встретиться с Фригардом, но безуспешно. Однако ему удалось познакомиться с матерью афериста. «Это был странный опыт, – вспоминает Броннер. – Я приехал в маленький городок в Мидлендсе и увидел очень необычную женщину, которая рассеянно смотрела на улицу из маленького окна своего дома. Были признаки того, что Фригард подвергался насилию в детстве, и встреча с его матерью не разубедила меня в этих догадках. Она очень странный персонаж».

Актёр Джулиан Бэррэтт признает, что все мы испытываем болезненное влечение к таким людям, как Фригард. «Это происходит потому, что подобные Фригарду индивидуумы не подчиняются ни одному из правил общества, они пойдут на многое, чтобы получить желаемое, – объясняет он. – И это вызывает неподдельный ответный интерес, публика неизменно инстинктивно тянется к историям убийц и серийных маньяков».

«Послушайте, если бы я была белым актёром-мужчиной, я бы с удовольствием сыграла Фригарда, – смеётся актриса Эдвина Финдли. – Он интересный и умный, он подобен змее или хамелеону, если угодно. Он точно знает, что сказать и как куда-то попасть. Он питается своей добычей. Так что для актёра такой персонаж, конечно, настоящий рай».

 

Имя Джеймса Нортона, звезды фильма и продюсера картины, для многих кинематографистов стало главным фактором в принятии решения присоединиться к работе над проектом.

«Когда читаешь сценарий и представляешь себе Джеймса, исполняющего эту роль, ты сразу думаешь: да, безусловно, я в игре. Так было и со мной, – вспоминает продюсер Джина Картер. – Нет-нет, не потому, что Джеймс социопат или кто-то в этом роде (улыбается). Джеймс великий актёр, и у него невероятно красивая внешность, которая делает всю эту историю ещё более пугающей».

«Было интересно наблюдать за тем, как Джеймс работает, – говорит режиссёр Деклан Лоун. – Он подходил к диалогам гораздо более тонко, чем я мог предположить. Невероятно приятно и радостно наблюдать, как актёр читает твои диалоги намного лучше, чем ты ожидал. Перед ним стояла непростая задача, ведь его персонаж радикально меняет свой характер в зависимости от того, с кем общается. И Джеймс делает это блестяще. Он не только талантливый актёр, но и невероятно умный человек. Он провел много исследований того типа социопатии, которым обладал его персонаж. Какой вызов для актёра! Но он справился с этим на отлично».

Паттерсон разделяет чувства своего коллеги. «Диапазон актёрского таланта, требуемый для исполнителя главной роли в этом фильме, трудно увидеть с самого начала, – утверждает он. – Это не просто персонаж, проходящий через весь фильм. Это три или четыре персонажа, и каждый со своими собственными чертами. Ещё одна из замечательных черт Джеймса – это его умение сотрудничать. Не только как продюсера, но и как актёра. Мы понимали, что справимся с задачей только в том случае, если Джеймс полностью воплотит наше видение персонажа. Чтобы добиться этого, нужно полное понимание с актёром, а это требует большого доверия. Его наблюдения всегда были удивительно точными и с каждым разом делали сценарий лучше. Но во всём, что он делает, также есть уважение. Мы шли друг другу навстречу, например, поначалу он не до конца понимал все оттенки своего персонажа, но не стеснялся обратиться за помощью.

 

Майкл Броннер также считает, что Нортон был идеальным выбором на главную роль. «Невероятно сложно играть кого-то, кто одновременно харизматичен и обаятелен, а также довольно мрачен и зол, – делится он своими мыслями. – Джеймс просто блестящий актёр, он идеально подходит для этой роли, потому что понимает многие нюансы истории. В нём есть всё, чтобы изобразить сложного героя, жонглирующего целым рядом психологических состояний – временами он само обаяние и сострадание, а временами сама жестокость».

 

Впечатляющую игру Нортона также отмечает исполнительница главной женской роли Джемма Артертон. «Джеймс Нортон великолепен в этом фильме, – говорит она. – Он буквально обезоруживает тебя. В сценах, где мы снимались вместе, я не всегда могла понять наверняка, когда он притворяется. Он также был в кресле продюсера, а я по своему опыту знаю, насколько трудно держать в голове столько всего сразу. Ведь следить приходится не только за своей работой, но и за проектом в целом. Но у него это получается потрясающе. С ним приятно работать, он по-настоящему вовлечен, по-настоящему открыт».

 

«Джеймс в роли Фригарда – это действительно та причина, по которой мы все здесь, – утверждает сопродюсер фильма Китти Калецки. – Он словно родился для того, чтобы исполнить эту роль. Это звучит как клише, но он невероятно обаятелен и очарователен. И в довершение всего, пугающе хорош в роли социопата».

 

Коллегам вторит оператор-постановщик Ларри Смит, известный своей работой со Стэнли Кубриком. «Он невероятно трудолюбивый актёр, – говорит Смит. – Ещё до того, когда возник этот фильм, я думал: было бы здорово поработать с ним. Думаю, зрители нашей картины оценят диапазон способностей Джеймса».

 

Поскольку Фригард реальный человек, у Кристин Бланделл, которая вместе со Сьюзан Коул занималась гримом актёров, конечно же, был портрет афериста. Однако, гримеры не собирались детально воспроизводить его облик. «Главным для нас было не отзеркалить Фригарда, а выхватить и «подсветить» его черты, – объясняет она. – Для нас было важно «приглушить» яркую внешность Джеймса. В начале фильма персонаж выглядит как очаровашка, он умеет мило разговаривать с людьми и завоевывать их расположение. Однако в большей части фильма персонаж должен быть несколько более неряшливым. Мы предложили зачесать ему волосы назад, и это сработало. Самое замечательное в Джеймсе то, что в нём нет ни грамма высокомерия. И он вполне нормально относился к нашим экспериментам с его внешностью».

 

Образ Фригарда стал вызовом и для дизайнера костюмов Эмили-Роуз Яксис, ведь сюжет охватывает десять лет, перенося героя (и зрителя вслед за ним) из середины 1990-х в середину 2000-х: «Мы впервые встречаем Фригарда в девяностых, внешне он напоминает этакого пройдоху. И тем не менее, его облик должен был заставлять его будущих жертв поверить, что перед ними агент MИ-5. К концу фильма герой становится несколько более неряшливым, но он всё ещё хорошо одет. Мы руководствовались идеей: придумай образ, идеальный на 100%, а потом намеренно убавь 10%. В облике Фригарда всё вроде как надо, вроде бы все костюмы со вкусом, но есть что-то, что как бы намеренно слегка всё портит».

«Мы черпали вдохновение в образе реального Фригарда, – продолжает Яксис. – Существует фото, где он изображен на ферме. На нем рубашка для регби, заправленная в брюки, кроссовки. Именно от этого снимка мы оттолкнулись и пошли дальше. Думаю, сам Фригард, примеряя облик шпиона, мог вдохновляться Бондом. В то время агента 007 играл Пирс Броснан, его костюмы в УМРИ, НО НЕ СЕЙЧАС по крою сильно отличаются от того, что мы видим в более поздних БОНДАХ, когда главного героя одевал Том Форд. С согласия Джеймса Нортона мы пошли по пути создания костюмов, которые Бонд мог бы носить. Это были костюмы на заказ, потому что Фригард мог себе это позволить. Очевидно, он потратил основную массу денег, украденных у жертв, на машины и одежду. Нам также удалось достать оригинальные часы Omega Seamaster 300, которые в бондиане носил Пирс Броснан. И это стало настоящим достижением!»

 

 

ИДЕАЛЬНАЯ ПАРА

 

Роберт Фригард – персонаж безусловно интересный, но далеко не единственный главный герой фильма.

Говорит режиссёр Адам Паттерсон: «Мы старались не нарисовать портрет Фригарда, но показать, какое влияние он оказал на своих жертв. Ключевые вопросы нашего психологического триллера – что происходит с женщиной, когда она вступает в контакт с таким человеком, как Фригард? Насколько сложно снова стать собой после этой встречи и попытаться вернуть свою жизнь? Это было действительно интересно».

Продюсер Китти Калецки поддерживает перенос акцента в этой истории в значительной мере на тех, кто попал под разрушительное влияние Фригарда. «Провести с жертвами столько же времени, сколько и со злодеем, – это довольно ново и интересно, – говорит она. – Зритель триллера подобного рода может попасть под очарование плохого парня. А герой Джеймса Нортон именно очарователен, от него невозможно оторвать глаз. Ему противостоит Элис, которую играет Джемма Артертон, – женщина невероятная, достойный противник Фригарду».

 

 «Элис Арчер – очень успешный адвокат, – говорит о своей героине Джемма Артертон. – Она тоже попадает под влияние Роберта Фригарда. Не сразу, но она поддаётся его чарам. Элис работает в мужском мире и уметь постоять за себя, она очень целеустремленная. Фригард на волне своей безнаказанности становится более смелым в выборе объекта соблазнения. Но, кажется, он откусил кусок намного больше, чем может прожевать».

 

У Элис Арчер есть прототип, однако имя героини изменено. Готовясь к роли, Артертон отталкивалась от образа той самой реальной женщины. «Я много читала о ней, – признается актриса. – Я изучала интервью, которое Майкл Броннер делал с ней. Она знала, что мы делаем фильм по этой истории, но она не хотела быть вовлеченной в неё. В каком-то смысле это дало мне больше свободы творчества. Я создала образ Элис, не срисовывая его с реального человека».

«Я хотела, чтобы Элис выглядела той, кто не зациклен на своей внешности, – продолжает Артертон. – Она не просыпается по утрам с идеальным макияжем, она много пьет и курит. Я не хотела, чтобы она выглядела слишком идеально. Элис предпочитает костюмы деловые, но не стесняющие. Она носит довольно объемные вещи, ведь в них легко двигаться. Поскольку Элис работает в мире, где доминируют мужчины, для меня было очень важно, чтобы она не одевалась излишне сексуально. Всё это мы и попытались реализовать с художником по костюмам Эмили-Роуз Яксис. Все были открыты для моих предложений, решения мы принимали коллективно».

«Образ Элис было непросто придумать, – говорит художник по костюмам Яксис. – Мы не хотели делать её слишком гламурной с одной стороны и слишком старомодной с другой. Кроме того, этот образ должен был быть органичен для красавицы Джеммы. Мы выбрали образ, в котором есть что-то от Фран Лебовиц1 и Кэролин Бессетт-Кеннеди2. Я решила, что её гардероб будет монохромным».

 

 «Реальный прототип Элис Арчер – самый интересный персонаж во всей истории, – утверждает Майкл Броннер. – Она гораздо более интересна, чем Фригард, потому что она очень умна. Фригард начал со студенток колледжа, а затем, становясь всё лучше в своем ремесле, искал более сложных и умных женщин. Его интересы росли, и он искал всё более опасную, по сути, добычу».

«Выбор исполнительницы роли Элис был ключевой частью кастинга, нам нужна была действительно умная и смелая актриса, – говорит Джеймс Нортон. – Джемма была одной из первых, кого мы рассматривали. Когда она прочитала сценарий и ответила положительно, мы были на седьмом небе от счастья. У неё по счастливой случайности нашлось место в расписании, и всё получилось блестяще. Лучшей Элис у нас и быть не могло, она идеально подходит для этой роли. Мне понравилось работать с ней».

«Элис и Фригард исполняют своего рода психологический танец, – продолжает он. – Они осознают силу друг друга, каждый понимает, что нашел достойного соперника. Поскольку Фригард не может сопротивляться желанию манипулировать и контролировать всё, они оказываются в состоянии психологической войны, пытаются предугадать действия друг друга. Это действительно захватывающе: битва двух умов».

Джеймс и Джемма проводили много времени вместе на съёмочной площадке. В одной из их совместных сцен Нортону предстояло исполнить песню Джорджа Майкла, при том что из одежды на актёре было… одно полотенце.

«Я должен был отрываться под Джорджа Майкла дубль за дублем в одном полотенце, – смеётся он. – Джемма была такой доброй и настоящей, она поддерживала меня. Поначалу было нервно, но потом я расслабился и стал относиться к происходящему с юмором. Вообще нам было очень весело, как перед камерой, так и за её пределами».

 

Говорит продюсер Джина Картер: «Как только в обсуждении в преддверии кастинга прозвучало имя Артертон, мы поняли, что она – идеальный вариант. Джемма – классная актриса, просто блестящая. Она по-настоящему умна и привносит это в роль Элис Арчер. Когда главные герои вместе, можно заметить, как Фригард заставляет Элис чувствовать себя уязвимой, даже несмотря на то, что она – юрист, человек резкий и всегда контролирующий себя».

 

 «Джемма демонстрирует широкий диапазон актёрского мастерства, чтобы передать все нюансы характера героини, её сильные стороны и уязвимость, – говорит режиссёр Адам Паттерсон. – Это непростая сюжетная линия, но Джемма всё сделала как надо».

 

Актриса Эдвина Финдли с удовольствием наблюдала за игрой Артертон: «Благодаря Джемме главная героиня получилась многослойной, у неё есть слабости. В какой-то момент Элис проклинает Фригарда, она не хочет иметь с ним ничего общего – и мы, женщины, чувствуем силу этих чувств. Затем вы переходите к другой сцене, где она тоскует по нему и хочет принять его обратно. Сколько женщин испытывают это? Нетрудно увидеть, что Джемма в этом проекте представляет многих женщин, и она делает это с большим изяществом».

 

В картине фигурируют и другие жертвы Фригарда (также под вымышленными именами) – Софи Джонс (Мариса Абела) и американка Дженни Джексон (Сара Голдберг).

«Софи Джонс – 19-летняя студентка, которая после встречи с Фригардом попадает под его чары почти на десять лет, – рассказывает режиссёр Деклан Лоун. – Из беззаботной девушки она превращается в человека, которому промыли мозги и нанесли травму. Перед ней стоит огромная задача принять правду о том, что с ней произошло. Это очень эмоциональная роль, сложный и чрезвычайно трагичный персонаж».

Эта роль требует от актрисы крайне тонкого исполнения, но начинающая актриса Мариса Абела справилась с ней. «Мариса обладает актёрской способностью разгонять свои эмоции по шкале от нуля до десяти примерно за десять секунд, – продолжает Лоун. – Ты смотришь на её игру и понимаешь, что у тебя самого на глазах слёзы. Это чувствовали и другие актёры. Мариса обладает удивительным актёрским даром: она умеет привнести в своего персонажа чувство уязвимости. Она актриса с огромнейшим потенциалом».

«Мариса – удивительная восходящая актриса, это стало понятно во время кастинга, – говорит Паттерсон, полностью соглашаясь со своим коллегой. – Эта роль крайне важна, поскольку иллюстрирует трансцендентный переход от 19-летнего невинного студента к 28-летнему бездомному, жертве жестокого обращения. Если актёр не попадет в необходимую интонацию, то всё, фильм не получится. Мариса – просто феноменальная актриса».

 

Дженни Джексон – американка в разводе, которая приезжает в Англию, чтобы начать новую жизнь. В автосалоне она знакомится с Фригардом.

«Нам так повезло, что на эту роль мы нашли Сару Голдберг, – говорит Калецки. – Её героине предстояло пережить душераздирающую трагедию, и Саре удалось это изобразить. За тем, как развивается её персонаж, невероятно интересно наблюдать».

«Когда мы узнали, что Сара находится в Лондоне и она после прочтения сценария заинтересована во встрече с нами, мы почувствовали: эта встреча будет судьбоносной, – добавляет Деклан Лоун. – Когда же она согласилась на роль, мы запрыгали от радости. И очевидно, что мы были абсолютно правы. Она прекрасно справилась. Я бы сказал, что именно благодаря ей самые травмирующие сцены в фильме получились столь эффектны».

 

По следу Фригарда в фильме идут также констебль Сонни Чандра (Шазад Латиф), агент ФБР Сэнди Харланд (Эдвина Финдли), а также Фил – старый друг и помощник Элис (Джулиан Бэррэтт). Джемма Артертон была более чем впечатлена выбором актёров на эти роли. «Я большая поклонница Шазада Латифа, – утверждает она. – Он здорово играет, нам вместе было классно. Мне кажется, что наша история с ним и с агентом Харландом заслуживает спин-оффа! Джулиан Бэррэтт тоже великолепен. У нас было несколько совместных сцен, поскольку он своего рода правая рука моей героини в плане сбора информации. Кастинг действительно прекрасный!».

 

 

ЭНТУЗИАЗМ И ОПЫТ

 

У Адама Паттерсона и Деклана Лоуна огромный опыт в документальном кино и, что немаловажно для данного проекта, оба они участвовали в создании сценария к сериалу BBC «Отравления в Солсбери». Нехватку же их кинематографического опыта компенсировало привлечение в команду опытнейшего продюсера Джины Картер.

«Вы бы взглянули на резюме Джины, – восхищается её коллега-продюсер Роберт Тейлор. – Она эффективно руководит съёмочной площадкой изо дня в день. Я работал с нею на нескольких проектах и всякий раз учился у неё чему-то новому. Прежде я никогда не признавался в этом. Она просто фантастическая».

«Я была в полном восторге, когда Роб и Китти Калецки сказали, что нашли для нашего фильма Адама Паттерсона и Деклана Лоуна, – вспоминает Джина Картер. – Я работала со многими начинающими режиссёрами. У новичков много энергии, что мне очень нравится. Адам и Деклан всегда открыты к сотрудничеству, они не стесняются задавать вопросы. У них действительно отличные творческие идеи, и они блестяще работают вместе».

«Они привносят в свою работу невероятный драйв и энергию, – подтверждает Китти Калецки. – Их уважительное отношение к актёрам и всем остальным членам съёмочной группы заслуживает восхищения».

«Это лишь первый полнометражный фильм Адама и Деклана, но если ты этого не знаешь, то и не поймешь никогда, – уверяет Джемма Артертон. – Будучи документалистами, они умеют рассказывать истории и знают, как запечатлеть момент, и они так увлечены этим. Они понимают каждую мельчайшую деталь. История, которую мы рассказываем в фильме, очень деликатная, тут важно «не пережать». Адам и Деклан проделали невероятную работу».

 

О том, как выстраивается работа внутри творческого режиссёрского тандема, рассказывает Адам Паттерсон: «На стадии написания сценария мы собираем вместе все фрагменты. Деклан делает первый набросок, а затем присылает его мне. Я делаю пометки и отправлю его обратно. После семи месяцев такой совместной работы складывается общий взгляд на материал. И когда дело доходит до режиссуры на съёмочной площадке, я говорю от имени нас обоих, потому что мы прошли весь этот творческий путь как единое целое».

«На площадке Адам обычно берет на себя традиционные функции режиссёра, а я сижу за монитором в нескольких футах от него, внимательно наблюдая за кадром и актёрами, – добавляет Лоун. – Это очень симбиотические отношения, когда дело доходит до написания сценария и режиссуры. И это работает».

 

И ещё как работает, когда оператором у тебя легендарный Ларри Смит!

 «Участие в проекте Ларри – это невероятная удача, – говорит Джеймс Нортон. – Он здесь, потому что мне очень повезло работать с ним над одним фильмом для Netflix два года назад. Мы провели счастливые три месяца в северной части штата Нью-Йорк, и даже несмотря на то, что это был большой фильм Netflix, имя Ларри затмевало всё. Он работал на СИЯНИИ, он снял С ШИРОКО ЗАКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ, у него очень впечатляющее резюме, но при нашем знакомстве Ларри оказался скромнейшим милым лондонцем. Мы сошлись на английской чувствительности, разговорах о чаепитии и о футболе, как полагается. Поэтому, когда мы искали оператора-постановщика для ШПИОНА, КОТОРОГО НЕ БЫЛО, я позвонил ему. Потом отправил сценарий, а через день Ларри был с нами. Это было так просто и гладко: раз – и в нашей команде внезапно появилась абсолютная легенда! Я думаю, что Адам и Деклан наверняка мечтали, чтобы кто-то столь опытный был рядом с ними за кадром. Всё сложилось блестяще, и они все очень хорошо поладили».

«Ларри умудряется делать многое из малого, – продолжает Нортон. – ШПИОН, КОТОРОГО НЕ БЫЛО – независимый фильм, и всё же он выглядит очень насыщенным и качественным. Вместе с режиссёрами Адамом и Декланом Ларри удалось сделать фильм живым. Он использует мало световых приборов, и это фантастика для актёров, потому что мы можем спокойно передвигаться, нет никаких ограничений».

«Ларри великолепен, – подтверждает Адам Паттерсон. – Довольно трудно работать с настоящей иконой. Он не только поставил и снял несколько фильмов, ставших культовыми, но и просто обладает энергией, к обладанию которой мы можем только стремиться. Наш фильм должен был быть близок к реальности, очень правдоподобным. Практичность Ларри здесь сыграла нам на руку. Когда в нашем фильме камера «оглядывает» комнату, вы понимаете: здесь действительно живут люди. Поэтому когда актёры заходят в неё, они чувствуют, что именно живут там, что это не декорация. Всё это влияет на результат. Ларри – тот, на кого мы равняемся, у кого мы многому учимся каждый день. У него решительный характер, какой может появиться только после десятилетий работы в профессии, и абсолютное владение своим ремеслом».

Слово самому Ларри Смитту: «Я считал себя человеком, который неплохо осведомлен о том, что происходит в мире. Но как же я был поражен, что эта история оказалась для меня неизвестной! И этим проект заинтриговал меня ещё больше. Реальные сюжеты для меня интереснее, чем истории «по мотивам», поскольку именно первые вызывают вопрос: как это вообще было возможно? Как кому-то удалось заставить трех одаренных студентов поверить в его историю, а затем ещё и держать их на крючке столько лет? Вот что я нахожу самым захватывающим во всём этом».

 

Поиском локаций занималась Кэтрин Мередидд. «Было важно отыскать подходящие места для съёмок, ведь масштабные декорации мы не строили, – объясняет Мередидд. – Мы взяли исследования Адама и Деклана, затем добавили заметки Джеммы о том, что, по её мнению, должно быть в доме. Мы выслушали мнение каждого, а затем изучили, что было модно в то время, какие вещи вызывают ностальгию у аудитории».

Как объясняет Нортон, такой уровень скрупулезности и точности очень помог актёрам: «Каждый кадр отражает реальность того периода, каждый раз это как прыжок назад в девяностые или нулевые. Для независимого фильма у нас было невероятное количество локаций. По-моему, 50 локаций и 64 отдельно выставленных кадра в этих локациях. Кэтрин, наш удивительный художник-постановщик, проделала впечатляющую работу».

«Кэтрин Мередидд – гений, – добавляет Адам Паттерсон. – С самого начала наш фильм должен быть похож на роман. Мы стремились создать ощущение, что Фригард – очаровательный продавец, сулящий Элис удивительную жизнь, а зрителю предстоит романтическое путешествие вместе с ними. Но затем, когда всё меняется, зритель должен почувствовать реальный кошмар. Это нелегкий переход – с точки зрения визуальных решений. Но Кэтрин справилась с этим и сделала даже больше.»

 

Прическами и макияжем актёров на съёмках занималась Кристин Бланделл –обладательница премии «Оскар» за фильм КУТЕРЬМА. Над ШПИОНОМ, КОТОРОГО НЕ БЫЛО она работала в паре со своей подругой и коллегой Сьюзан Коул.

«Я услышала историю Фригарда от Джеймса Нортона, когда мы работали вместе с год назад, – рассказывает Бланделл. – Он много говорил со мной об этом проекте в течение тех недель, что мы были вместе, и я втянулась. Затем, когда Джеймс сообщил, что проекту дан зеленый свет, мне очень захотелось в нем поучаствовать. Мое расписание не всегда было свободно, но, к счастью, я знаю Сьюзан Коул, мы много работали вместе, так что я подключила её. У них есть два режиссёра, почему бы не иметь двух визажистов?»

«Кристин получила «Оскар» не просто так, – говорит Адам Паттерсон. – Боже, какое изящество она привнесла во внешность Фригарда! Видя результат, мы думали: «Вау, я бы и сам купил машину у этого парня». Актёры заходили в трейлер, как в машину времени, и выходили оттуда другими людьми. Не знаю, что она делает с ними, но это волшебство».

Восхищается визажистами и Деклан Лоун: «В этом фильме действие происходит в 1993-м и 2002-м годах, то есть, серьёзный такой скачок. Помню, мы снимали события 1993-го: Мариса Абела выглядела 19-летней студенткой. Примерно через час она вернулась с грима для съёмок событий 2002 году и выглядела 28-летней женщиной. Помню, не узнав ее, я спросил: «Вы не видели тут Марису?».

«В начале Софи выглядит свежей, невинной и радующейся жизни, – говорит Абела о своей героине. – Затем мы переходим к женщине, которую использовали, высосав из неё всю радость жизни. Так что с точки зрения прически и макияжа мы должны были показать потерю героиней всякой выразительности».

 «Каждый раз, когда я покидал трейлер гримеров, я чувствовал себя преображённым, – уверяет Джеймс Нортон. – И это такая невероятная опора, огромная помощь для любого актёра».

 

Ещё один важный элемент образа персонажа – его одежда. Костюмер Эмили-Роуз Яксис посмотрела множество фильмов тех периодов, чтобы достоверно изобразить эстетику времени: «Я перескакивала от НОТТИНГ-ХИЛЛА и ЖЕСТОКИХ ИГР до БОЛЬШОГО КУША. Посмотрела УМРИ, НО НЕ СЕЙЧАС, конечно же, ради Пирса Броснана и костюмов».

«Временами мы смеялись, когда видели созданные Эмили мудборды образа Фригарда в 2002-м, – вспоминает Деклан Лоун. – Я думал: да, я действительно такое носил! Правда, выглядел не так хорошо, как Джеймс Нортон».

 

Съёмки фильма с таким разнообразием локаций в разгар пандемии были непростой задачей для всех участников. Именно здесь опыт и страсть объединяются, чтобы по-настоящему отдать должное материалу. «Всякий раз, когда вы снимаете фильм о каком-то периоде в прошлом, это требует дополнительной работы и внимания. У нас сложная картина, причем снималась она во время пандемии. И это ещё больше всё усложнило. Но каким-то удивительным образом, не считая пары небольших сбоев, нам удалось выкарабкаться, – с гордостью говорит Джеймс Нортон. – Это невероятное достижение для всех. На съёмочной площадке царила удивительная гармоничная атмосфера, и я думаю, что люди пришли сюда действительно преданными фильму. Им нравилось быть на этой съёмочной площадке, а ведь это имеет огромное значение, потому что в таких случаях люди выкладываются по полной».

 

 

О ПРОИЗВОДИТЕЛЯХ

 

Компания NIGHT TRAIN MEDIA (NTM) основана в феврале 2020 года Гербертом Л. Клойбером, экс-управляющим директором Tele München Group. Базируясь в Мюнхене, NTM работает по всему миру. В арсенале компании обширная сеть продюсеров для разработки и поиска спонсоров. Основные сегменты NTM: разработка, лицензирование, со-производство и со-финансирование художественного и нехудожественного контента на английском и других языках. НТМ является контент-партнером NENT, ведущего провайдера развлечений в Северном регионе. В сентябре НТМ объявил о значительных долгосрочных инвестициях от Serafin Group, которые обеспечат полное финансирование текущих и будущих проектов НТМ, а также рост компании. Компания также объявила о назначении Оливии Пал на должность руководителя отдела развития и со-производства. В сфере ответственности Оливии Пал растущая линейка глобальных проектов компании в области кино, сетевого телевидения премиум-класса и потокового вещания.

 

THE DEVELOPMENT PARTNERSHIP является дочерней компанией агентства по поиску талантов The Artists Partner-ship. Среди последних заслуг TDP – дебютный полнометражный фильм РОУЗ, номинированный на премию BIFA Raindance Discovery Award. Режиссёр картины –Дженнифер Шеридан, сценарист – Мэтт Стокоу, в главных ролях – Софи Рандл и Мэтт Стокоу. Премьера фильма состоялась на Лондонском кинофестивале в 2020 году. На Channel 4/Viaplay в 2021 вышел 6-серийный триллер «Рядом со мной» с Конни Нильсен и Крисом Экклстоном в главных ролях.

 

RABBIT TRACK PICTURES – лондонская компания по производству фильмов и телепередач, основана осенью 2019 года. Возглавляют ее Джеймс Нортон и экс-глава телевизионного отдела Black Bear в Лос-Анджелесе Китти Калецки. В настоящее время совместно с BFI, BBC, StudioCanal и другими компаниями Rabbit Track разрабатывает ряд проектов, основанных как на оригинальном, так и на адаптированном материале.

image001

, , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *