Тетралогия «Кольцо нибелунга» Дирижер — Валерий Гергиев

Рихард Вагнер «Валькирия»
Тетралогия «Кольцо нибелунга», часть II — 23 марта

Солисты и
Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижёр – Валерий Гергиев

Действующие лица и исполнители:
Зигмунд – Михаил Векуа, тенор
Вотан – Евгений Никитин, бас-баритон
Брунгильда – Татьяна Павловская, сопрано
Зиглинда – Елена Стихина, сопрано
Хундинг – Михаил Петренко, бас
Фрика – Анна Кикнадзе, меццо-сопрано
Вальтраута – Наталья Евстафьева, меццо-сопрано
Герхильда – Жанна Домбровская, сопрано
Гримгерда – Екатерина Крапивина, меццо-сопрано
Зигруна – Екатерина Сергеева, меццо-сопрано
Ортлинда – Ирина Васильева, сопрано
Хельмвига – Оксана Шилова, сопрано
Росвейса – Эвелина Агабалаева, меццо-сопрано
Швертлейта – Лидия Бобохина, меццо-сопрано

«Ужасная буря – стихий и сердец, – которая постепенно замирает в чудесном сне Брунгильды», – написал Вагнер о «Валькирии», предельно сжато сформулировав содержание второй оперы тетралогии «Кольцо нибелунга». Страшная буря обрушивается на слушателей с первых тактов: эта симфоническая картина – одна из самых эффектных у Вагнера. Между событиями «Золота Рейна» – предыдущей оперы тетралогии – и «Валькирии» прошло не меньше двух десятилетий. Уже сравнение их оркестровых вступлений – то и другое «про воду» – покажет: в мире все пошло не так, нарушено равновесие, исчезла гармония. Кольцо всевластия украдено, верховный бог Вотан позволил себе грабеж и нарушение договорных обязательств. Валгалла, место обитания божественной элиты, в опасности, для ее спасения нужен герой – не бог, а человек, причем свободный. Заваренную богами кашу приходится расхлебывать людям: они впервые выступают на сцену в первом акте «Валькирии». Где человек – там и человеческие страсти, страхи, переживания, влечения. Все свои зрелые театральные сочинения Вагнер считал не операми, а музыкальными драмами; относительно «Валькирии» можно уточнить: это музыкальная психодрама. В передаче внутреннего мира человека музыкальными средствами Вагнер не знает себе равных: все, что заключено во взгляде Зиглинды на Зигмунда, раскроет оркестр. Первоначальное «рабочее» название оперы упоминало сразу трех детей – «Зигмунд и Зиглинда, или Наказание валькирии». Все трое были любимы отцом, все твое пострадали от него; ко всему прочему, «Валькирия» – это еще и захватывающая семейная драма. Но Вагнер силен не только как композитор-психоаналитик, он еще и мастер музыкальных картин – чего стоит один только «Полет валькирий» в начале третьего акта или сцена огня в финале. Знакомство с грандиозным вагнеровским мифом можно начинать не только «мягко» – с «Золота Рейна», но и с размаху – сразу с «Валькирии», сосредоточившей в себе самую суть феномена Вагнера.

Рихард Вагнер «Зигфрид»
Тетралогия «Кольцо нибелунга», часть III 24 марта

Солисты и
Симфонический оркестр Мариинского театра

Действующие лица и исполнители:

Зигфрид – Михаил Векуа, тенор
Миме, нибелунг – Андрей Попов, тенор
Альберих, брат Миме – Роман Бурденко, баритон
Брунгильда – Елена Стихина, сопрано
Странник (бог Вотан) – Евгений Никитин, бас-баритон
Фафнер, дракон – Михаил Петренко, бас
Эрда, богиня земли – Злата Булычева, меццо-сопрано
Птичка – Анна Денисова, сопрано

«Зигфрид» – третья опера монументальной четырехчастной эпопеи Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга». После погружения строптивой дочери Вотана – Брунгильды – в волшебный сон прошло, судя по всему, лет двадцать. Потерявший волю, бесконечно рефлексирующий верховный бог бродит по свету под видом странника, а в чаще леса в это время подрастает его внук Зигфрид. Он-то и становится главной фигурой в очередной партии, которую разыгрывает Валгалла ради своего спасения. Но план Вотана изначально содержит парадокс: Зигфрид свободен и одновременно должен спасать богов. Как вынудить независимого? Символически два главных вектора эпопеи скрещиваются, когда внук восстает против деда: меч Зигфрида – против копья Вотана, молодое, здоровое, веселое и свободное человечество – против старой, уставшей, невротичной цивилизации, обремененной ошибками и ложью. Зигфрид – любимое чадо Вагнера. Композитор-революционер нашел его прототип в народной сказке про мальчика, отправившегося в путь-дорогу за опытом страха, и выпестовал из него образ богатыря-бунтаря. Бесстрашие Зигфрида основано не на преодолении страха, а на изначальном отсутствии даже тени страха в структуре его несколько простоватой личности. Так бы и оставался он довольно одноплановым героем, если бы в конце концов Вагнер не привел его к костру, окружающему спящую красавицу-валькирию. Вместе с любовью герой постигает и страх, восполняя таким образом пробелы безлюбовного – основанного на изоляции – воспитания, которое дал злой приемный родитель. Теперь он совершенный человек – как и Брунгильда, через любовь приобретшая новый, человеческий статус взамен божественного. Единение Брунгильды и Зигфрида вдохновило Вагнера на один из самых светозарных любовных дуэтов в истории оперы. Солнечный свет излучают и многие другие страницы партитуры, в том числе знаменитый «Шелест леса». Сверхгероический характер титульного героя отразился на оркестровом составе: медных духовых здесь целых восемнадцать. Виртуозно используя свой фирменный лейтмотивный метод, Вагнер создает музыкальную драму, где героика переплетена с философией, лирикой и даже юмором. Жаль, что финальная гармония, увы, не навсегда: проклятие кольца продолжает действовать.

6abadddd2ca6a5a185f30fa9d2b25c63
Другие части тетралогии «Кольцо нибелунга»:
11 марта 20.00
Рихард Вагнер «Золото Рейна»
Часть I >>

17 апреля 17.00
Рихард Вагнер «Гибель богов»
Часть IV >>

, , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *