Тетралогия Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга» в Зарядье

Мариинский театр привезет в Москву грандиозный оперный цикл Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга». Четыре его части — «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид» и «Гибель богов» — прозвучат под управлением Валерия Гергиева 11, 23, 24 марта и 17 апреля в концертном зале «Зарядье».

11 марта прозвучит «Золото Рейна»
Тетралогия «Кольцо нибелунга», часть I в 20.00

Действующие лица и исполнители:
Вотан – Юрий Воробьев, бас
Альберих – Роман Бурденко, баритон
Логе – Михаил Векуа, тенор
Воглинда – Жанна Домбровская, сопрано
Вельгунда – Юлия Маточкина, меццо-сопрано
Флосхильда – Екатерина Сергеева, меццо-сопрано
Миме – Андрей Зорин, тенор
Эрда – Злата Булычева, меццо-сопрано
Фафнер – Михаил Петренко, бас
Фазольт – Вадим Кравец, бас
Фрика – Анна Кикнадзе, меццо-сопрано
Доннер – Илья Банник, бас
Фро – Александр Тимченко, тенор
Фрейя – Анастасия Калагина, сопрано

«Золото Рейна» – первая из четырех опер монументальной эпопеи Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга». Автор рассматривал свой opus magnum не как тетралогию, а как триптих с прологом, называя оперу-зачин «предвечерием». Среди колоссов «Кольца» она действительно стоит несколько особняком. «Золото» значительно компактнее следующих за ним «Валькирии», «Зигфрида» и «Гибели богов»: происходящие в прологе события укладываются в один день, а протяженность оперы – по вагнеровским стандартам – очень невелика, всего два с половиной часа музыки, четыре картины без антракта. При этом именно здесь обозначены силовые линии будущей вселенской трагедии и завязывается узел глубочайших, фатальных противоречий. На сцене действуют герои, подобные персонажам из детской сказки (ни одного человека, только русалки, гномы, великаны, антропоморфные боги), но с их помощью, языком художественных метафор, Вагнер начинает долгий – на четыре вечера – разговор о нравственных и социальных проблемах человечества. Центральная тема его размышлений – это феномен власти. Почему жажда власти неутолима? Почему власть требует в жертву любовь (мужчины к женщине, брата к брату), почему она отбирает свободу не только по вертикали – у подчиненных, но и, парадоксальным образом, у самих подчиняющих? Почему она опирается на пороки, сопряжена с ложью и трусостью, как о том поют под занавес «Золота Рейна» цинично ограбленные русалки? Вагнер приступил к работе над тетралогией молодым, верящим в социальный прогресс революционером, а завершил ее философом-пессимистом, пророком заката европейской цивилизации.

При всей сложности затронутых проблем в «Золоте Рейна» Вагнер-мыслитель и Вагнер-композитор не мешают друг другу, сохраняя безупречное равновесие между идеологической и музыкальной составляющими. Здесь множество великолепных музыкальных картин: вот могучий отец Рейн катит свои волны, сквозь которые сияет первозданное золото, вот земля содрогается под ногами неповоротливых великанов, вот пробегают неуловимые всполохи пламени, вот гроза – с ветром, дождем, громом и, в завершение, радугой. Музыкальная ткань оперы соткана из лейтмотивов, но Вагнер не делает из них жестких опознавательных бирок, а постоянно обновляет, развивает и видоизменяет. В концертном исполнении «Золота Рейна» его достоинства – внятная драматургия, яркие оркестровые краски, выразительные партии солистов – нисколько не теряются. Пролог «Кольца нибелунга» легко слушать даже начинающему вагнерианцу, искушенные же любители Вагнера знают: появление его великой тетралогии на афише – это редкое, крупное и многообещающее событие музыкальной жизни.

Мариинский был и остается единственным в России театром, где можно целиком услышать и увидеть творение композитора. Первое «Кольцо» в петербургском театре было представлено с 1900 по 1905 год под руководством легендарного дирижера Эдуарда Направника. Нынешняя постановка — репертуарный проект Валерия Гергиева.

Знаменитый российско-американский художник и дизайнер Георгий Цыпин задал постановке «Кольца» космический масштаб и вневременные координаты, вернув творение Вагнера в пространство мифа. Главный образ, придуманный Цыпиным, — слюдяные гиганты, похожие на истуканов с капища. Они молчаливо созерцают драму богов, валькирий и земных существ.

Тетралогия Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга» в Зарядье

, ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *