Музей Толстого приглашает на выставку уникальной художницы XIX века

В Ампирном зале Государственного музея Л.Н. Толстого (ул. Пречистинка, д. 11\8, стр. 1) до 10 сентября представлена экспозиция «Благодарен вам за прекрасные ваши картинки». К 180-летию художницы Е.М. Бём», посвященная жизни и творчеству уникальной художницы XIX века Елизаветы Бём.

img1682280016322«Прекрасные картинки»

Задача выставки – продемонстрировать работы художницы из фондов названного музея. Елизавета Меркурьевна Бём – русская художница, знакомая Льва Толстого, участвовала в работе издательства «Посредник», основанного Л.Н. Толстым и В.Г. Чертковым для простого народа. К этой работе Елизавету Бём привлек писатель, с которым та заочно познакомилась в 1885 году. Через их общую знакомую она передала ему тетради со своими силуэтами. Эти работы очень понравились Толстому, он писал Бём: «Очень благодарен вам за прекрасные ваши картинки. Я уже давно знаю их и любуюсь ими».

На выставке представлена и переписка Толстого с Бём, а также художественные работы Елизаветы Меркурьевны. Для «Посредника» она иллюстрировала много книг: «Первый винокур», «Два старика», «Сказка об Иване-дураке» Толстого, «Перепёлка» И.С. Тургенева, «Медведь» В.М. Гаршина, серию «Малым ребятам», сборник «Цветник» В.Г. Короленко и другие. В 1887 году художница подготовила иллюстрации к «Власти тьмы», которые нравились Толстому. Кроме того, Бём принадлежат три портрета толстовских героинь: Анны Карениной, Кити и Катюши Масловой, которые также можно увидеть на выставке. В 1880-1890-х она создала акварели – женские типы в романах Толстого, которые воспроизводились на открытках.

Посетители увидят иллюстрации Е.М. Бём, портреты Л.Н. Толстого, живопись и графику, фотографии, рукописи, письма и книжные издания. Кроме того, на выставке представлены предметы из Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства.

Елизавета Бём

Елизавета Меркурьевна Бём родилась 12 февраля 1843 года в Петербурге. В 1857-1864 гг. обучалась в Рисовальной школе Общества поощрения художников в Санкт-Петербурге, окончила ее с серебряной медалью. Проведя детство и юность в ярославском имении Щепцево, постоянно наблюдала жизнь крестьянских детей. Первые ее работы – именно сценки из крестьянской жизни, в основном детские образы. В 1875 году создала альбом открыток «Силуэты», а спустя два года – альбом «Силуэты из жизни детей». Позже вышли альбомы «Пирог» и «Из деревенских воспоминаний». К работам Елизаветы Бём проявил огромный интерес Лев Толстой, в особенности к ее детским рисункам, и пригласил художницу сотрудничать с издательством «Посредник».

В начале 1890-х работала над иллюстрациями к повести Н.С. Лескова «Оскорбленная Нетэта». В 1907 году вышло два ее альбома открыток «Всего понемножку» и «Для милого дружка хоть сережку из ушка», которые были изданы И.С. Лапиным в Париже.

Она рисовала открытки и иллюстрировала детские журналы «Игрушечка» (1881-1886) и «Малютка» (1886-1887), иллюстрировала русскую народную сказку «Репка» (1882). Создала детские альбомы «Пословицы в силуэтах» (1884), «Поговорки и присказки в силуэтах» (1885), «Азбука». Иллюстрировала басни Крылова и «Записки охотника» Тургенева.

К концу 1880-х Елизавета Меркурьевна стала терять зрение. Работа в области силуэта усугубляла ситуацию, и в 1896 году художница окончательно перестала работать в этой технике.

В 1890-х начинается новый период творчества. С этого времени, не бросая занятий акварелью, она начинает работать в новой для себя отрасли — создание эскизов для производства стеклянной посуды. Предметы из стекла, созданные по ее рисункам, сразу принесли художнице успех — на Всемирной выставке в Чикаго в 1893 году, а затем на Всероссийской выставке в Нижнем Новогороде в 1896 году. 1899 год был занят подготовкой ко Всемирной выставке в Париже 1900 года, куда предполагалось отправить и стеклянные изделия по рисункам Бём. Русский отдел на выставке произвел в Западной Европе фурор. В одном из помещений павильона кустарных изделий и рукоделий России было представлено стекло Елизаветы Бём «в русском стиле». Солонка по эскизу художницы была преподнесена президенту Франции, о чем писали газеты.

В начале 1900-х Бём открывает для себя новый вид печатной графики — оригинальные открытки, которые выходили под ее именем большими, для своего времени, тиражами и неоднократно переиздавались. В 1910-е сотрудничала с издательством М.О. Вольф в серии «Моя первая книга…».

В начале XX века работы художницы нашли признание за рубежом. Ее силуэты перепечатывались в Берлине, Париже, Лондоне, Вене, Америке. За свои труды она получила несколько Международных наград. Кроме того, ее работы с 1868 года участвовали в Международных выставках — в Париже (1900), Мюнхене (1902), Милане (1906), и везде получали медали. В Милане Бём была награждена золотой медалью.

В 1913-1914 гг. в Париже русским эмигрантом Ильей Лапиным была издана «Азбука» Елизаветы Бём в виде больших листов с рисунками на каждую букву, над которой она работала последние годы своей жизни. «Азбука» вышла на «французской мелованной бумаге в роскошном коленкоровом переплете с двумя металлическими под старое серебро застежками и пряжками» тиражом в тысячу экземпляров. Еще сто роскошных нумерованных альбомов вышло с автографом художницы.

Елизавета Меркурьевна умерла 25 июля (7 августа) 1914 года, за неделю до начала Первой мировой войны, и была похоронена рядом с мужем на Новодевичьем кладбище в Москве, но ее могила со временем, увы, была утрачена.

По материалам Государственного музея Л.Н. Толстого

Фотоиллюстрации предоставлены музеем

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *