Наша «Пушкиниана» — уникальный выставочный проект

                                                                   

     Уникальный выставочный проект готовится к открытию в Государственном музее А.С. Пушкина.  Настоящие художественные сокровища – малоизвестные широкой публике предметы живописного и прикладного русского искусства конца XVIII — начала XX века из частного собрания войдут на несколько месяцев в главную, постоянную экспозицию «Пушкин и его эпоха» московского музея поэта! 

 Наша «Пушкиниана»

Коллекция Татьяны и Сергея Подстаницких

                                                                          

 С 22 июля до 4 октября 2020 г.

в Государственном музее А.С. Пушкина

   ул. Пречистенка, 12/2 (м.«Кропоткинская»)

  «Коллекционер — это первая ячейка музея, коллекционеры — актив музея. Это «кровеносная система», связывающая государственное хранилище с жизнью», – сказал некогда Ираклий Андроников.  И это в полной мере соотносится с собирательской деятельностью известной семьи московских коллекционеров Татьяны и Сергея Подстаницких, их художественным вкусом, знаниями, ответственностью и открытостью, готовностью демонстрировать реликвии своей коллекции и расказывать о них.

Татьяна и Сергей познакомились во время сдачи кандидатского минимума в аспирантуру НИИ теории и истории исскусств. Общие увлечения и научный багаж легли в основу их семейного и професссионального хобби. На сегодняшнй день Подстаницкие имеют уже уникальную художественную коллекцию. При этом, Татьяна и Сергей давно и плодотворно работают с государственными музеями – с удовольствием и азартом не только представляют ценнейшие предметы из своего частного собрания на публичные выставки, но и дарят некоторые из них.

С московским музеем А.С. Пушкина Татьяну и Сергея Подстаницких связывает многолетняя дружба и сотрудничество.  На счету – десятки совместных выставочных проектов. Но такого масштаба выставку сокровищ частной коллекции музей представляет, наверное, впервые.

На этот раз коллекционеры представляют из своего собрания на выставку в музей поэта более 100 предметов изобразительного и прикладного искусства XVII-XIХ века – портретную, миниатюрную, пейзажную, жанровую живопись и графику, фарфор, созданных известными русскими художниками и т.н. «россику» (творчество иностранных мастеров в России). Подбор экспонатов не случаен – все они, так или иначе, связаны не только с пушкинской эпохой, но с жизнью и творчеством, ближним и дальним кругом самого поэта.

«Наша “Пушкиниана”» – так назвали выставку своих сокровищ Татьяна и Сергей Подстаницкие. И название ее носит еще один символичееский смысл.  Несколько произведений, которые будут представлены на выставке, некогда находились в коллекции одного из самых известных частных собирателей пушкинских реликвий, француза русского происхождения, знаменитого танцовщика и хореографа Сергея Лифаря, который сам называл свое бесценное собрание “Моя Пушкиниана”.

Художественная и историческая ценность «пушкинской» коллекции Татьяны и Сергея Подстаницких такова, что она в полной мере заслуживает статус высокого музейного уровня и предметы ее могут украсить экспозицию самого авторитетного музея.  Поэтому и возникла идея ввести их в пространство постоянной экспозиции пушкинского музея на Пречистенке.

Для Государственного музея А.С. Пушкина опыт временного введения предметов из частных коллекций в свои постоянные экспозиции – не нов. Но в первый раз эти предметы не просто введены в залы экспозиции, а будут соответствовать и дополнять новой информацией последовательное экспозиционное повествование о жизни  Пушкина, его эпохе, тех местах, где поэт бывал, о его близком и дальнем круге современников.  Произведения искусства из коллекции Сергея и Татьяны Подстаницких займут свое место на время выставки во всех центральных залах экспозиции.

В зале «Пролог», открывающем постоянную экспозицию «Пушкин и его эпоха»,  встанет большое живописное полотно неизвестного художника начала XVIII века – прижизненный портрет царя Петра I, где он изображен в рыцарских латах, алом бархатном плаще и с лентой ордена Св. Андрея Первозванного, которой был награжден в 1703.  В 1905 году этот портрет был в составе Историко-художественной выставки русских портретов в Таврическом дворце Петербурга. А позже входило в знаменитое собрание Сергей Лифаря.

«Бальный» зал откроет еще один экспонат из «пушкинской» коллекции Лифаря. Он разместится в разделе, посвященном лицейскому периоду жизни поэта. Это – портрет Ф.Г. Гольтгоера (Гольдгоера) с сыном Михаилом. В 1824-1840 годах Федор (Фридрих-Август) Григорьевич Гольтгоер был директором Царскосельского лицея, знакомым А.С. Пушкина и приглашавшим его почетным экзаменатором в Лицей в 1831 году. На раме портрета сохранился шильдик с надписью: «Отъ благодарныхъ воспитанниковъ Лицея XI Курса».

Сразу несколько любопытных работ из коллекции Подстаницких дополнят рассказ о «Южной ссылке» А.С. Пушкина. Прежде всего, стоит здесь обратить внимание на работу Никанора Чернецова «Пушкин во дворе Бахчисарайского дворца». Художник  был лично знаком с поэтом.  Выпускник Академии художеств, он в 1832 стал академиком пейзажной живописи. И, кстати, именно в этом году им была написана картина «Кавказ. Вид Дарьяльского ущелья», которую оценил, полюбил и стал ее владельцем сам Пушкин (это пейзаж висел в рабочем кабинете поэта)! В середине 1830-х годов Никанор Чернецов состоял на службе у графа М.С. Воронцова в Одессе. Жанровый портрет Пушкина в Бахчисарайском дворце написан был Никанором Чернецовым в 1837 году; возможно, под впечатлением трагической гибели поэта и рассказов очевидцев пребывания его на юге в 1820 году.  Интересно, что авторский дубль этой картины находится в собрании Всероссийского музея А.С. Пушкина в Петербурге. Эта же работа была приобретена Подстаницкими на европейском аукционе, а до этого участвовала в Пушкинской выставке в Париже в 1937 году и находилась в коллекции всё того же Сергея Лифаря.

Рассказ о Крыме, по которому путешествовал в 1820 году А.С. Пушкин, продолжит серия рисунков Карла Боссоли, известного европейского художника-пейзажист, который до начала 1840-х годов жил и работал в России, будучи придворным художником светлейшего князя М.С. Воронцова. Работы представляют рисованное с натуры крымское имение в Мисхоре, принадлежавшее герою войны 1812 года генералу Л.А. Нарышкину, двоюродному брату генерала М.С. Воронцова. На одной из работ художник изобразил в интерьере хорошо знакомых А.С. Пушкину персонажей, в том числе, графа Михаила Семеновича Воронцова и его супругу, Елизавету Ксаверьевну, которой молодой поэт в своей южной ссылке был очень сильно увлечен.

Здесь же, в Бальном зале можно будет увидеть две малоизвестные портретные работы В.А. Тропинина.

В следующем, «Онегинском» зале, зрителей встретит целая россыпь акварельных портретов кисти известных художников той эпохи – Александра Брюллова, Петра Соколова, Владимира Гау и других.  Многие из изображенных на этих портретах были не только современниками Пушкина, но, часто, и его добрыми друзьями.  В их числе – два потомка великих русских полководцев. Наверняка, зрители обатят внимание на поррет А.Н. Хитрово, смоленского и калужского вице-губернатора, внука фельдмаршала Кутузова, а также графини Н.А. Зубовой.

Урожденная Суворова-Рымниковская, она была единственной дочерью знаменитого полководца А.В. Суворова и тот ласково называл её «Суворочкой». После кончины отца и, вскоре, мужа Николая Зубова, брата последнего фаворита Екатерины II, графиня Наталья Александровна Зубова получила в наследство огромное состояние. Однако, посвятив себя воспитанию шестерых детей, она скромно жила в Москве в собственном доме на Тверской улице, не участвуя в светской жизни. Детей она воспитывала в простоте и благочестии, сыновья в 1810-х годах были зачислены в пажеский корпус, а дочери остались при матери. Зимой москвичи могли видеть, как три дочери графини Зубовой сами разгребали у себя во дворе лопатами снег. По легенде, когда в 1812 году французская армия подошла к Москве, обременённая потомством Наталья Александровна не успела уехать. И её обоз, и она сама были задержаны французами, которые, узнав, что перед ними дочь великого Суворова, пропустили её с детьми через фронт, отдав воинские почести. На похоронах благочестивой графини собралась «вся Москва», а отпевал её сам митрополит Филарет.

Угловая гостиная представит уникальную коллекцию миниатюрного портрета, очень популярного в пушкинскую эпоху жанра живописи.  На портретах – современники и современницы А.С. Пушкина, со многими из которых поэт был очень хорошо знаком.  Также, как и с авторами работ, самыми известными художниками-портретистами того времени: Джорджем Доу, Иосифом Вивьеном, Петром Соколовым, Сальватором Тончи, Томасом Райтом, Карлом Гампельном.

Среди миниатюр зрители увидят портреты женщин, которыми восхищался и вдохновлялся Пушкин. В их числе: портрет княгини Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой, одесской знакомой поэта, и два портрета (до и поле замужества) Елизаветы Ушакова, младшая сестра Екатерины Ушаковой. С сестрами Ушаковыми поэт был очень дружен, часто бывал в их московском доме на Пресне. В одном из сохранившихся альбомов Елизаветы Ушаковой Пушкин заполнил своими записями и рисунками 100 страниц, в т.ч. написал свой «Донжуанский список»…

Почти о каждом из персонажей портретной галереи коллекционеры Подстаницкие готовы рассказать немало интересного. И это еще один важный аспект их профессиональной собирательской деятельности. Информцию о художниках и тех, кто изображен на портретах, о бытовании работ, коллекционеры тщательно собирают и изучают.

Вот, например, как много может рассказать скромный графический портрет графа А.А. Бобринского, написанный Петром Соколовым в 1827 году. Вполне возможно, зритель, не знакомый с историей жизни этого человека, не задержался бы надолго возле рисунка. Между тем, Алексей Алексеевич Бобринский (1800-1868) был выдающейся личностью. Сын графа А.Г.Бобринского, внебрачного отпрыска императрицы Екатерины II и ее фаворита Григория Орлова. После десятитлетней военной службы при дворе молодой арстократ удалился на четыре года в провинцию. В своем имении граф, одержимый идеями промышленного прогресса, увлекся физическими и техническими опытами и сельским хозяйством, в том числе, разведением сахарной свеклы. Выстроив там один из первых в России сахарных заводов, став открывателем сахарного производства в стране. А вернувшись в Петербург, увлекся развитием железродорожной отрасли. Портрет графа А.А. Бобринского был выбит на памятной медали в честь открытия первой железнодорожного пути между Петербургом и Царским Селом в 1837 году. А в 1840-м Бобринский вошел в комитет по прокладке Николаевского железнодорожного пути. В 1872 году графу Алексею Бобринскому, зачинателю развития русской индустрии, был установлен памятник в центре Киеве (в 1926 году его демонтировали, заменили на памятник революционеру Щорсу, который, скорее всего, тоже уже снесен волной новой, на этот раз украинской, революции).

В 1830-е годы богатый дом Бобринских на Галерной, известный в придворно-аристократических кругах Петербурга, был ежедневно открыт по вечерам. Там собирались немногие, но избранные, в том числе: Жуковский, Вяземские, Вильегорские, Строгановы, Нессельроде, Фикельмон. Частым гостем дома и близким знакомым графа Алексея Бобринского был и А.С. Пушкин. В дневниковых записях поэта осталось много воспоминаний об этих дружеских встречах. Любил и почитал Пушкин и Анну Владимировну, матушку графа («Старуха Бобринская всегда за меня лжет и вывозит меня из хлопот…»), и жену, Софью Александровну, называя ее «прелестнейшей из графинь на свете»… 1 февраля 1837 года граф А.А. Бобринский скорбел в Конюшенной церкви на отпевании великого поэта.

Внушительная галерея портретов Александра I, Николая I  и представителей императорской фамилии кисти В. Садовникова, А. Ладюрнера, Л. Киля, К. Гампельна, а также на посуде легендарных русских фарфоровых производств первой половины XIX века развернется в залах «Последние годы» и «Эпоха». 

Художественное собрание Подстаницких, часть которой они представляют на выставке, действительно, – блистательно! Многими своими «находками» и шедеврами коллекция обязана личному вкусу Татьяны и Сергея, их профессиональным искусствоведческим знаниям и чутью. При этом, пристрастия  коллекционеров разнятся. Сергея Подстаницкий признается, что его самое серьезное увлечение – русское портретное искусство XVIII-XIX века, эпохи царствования Екатерины II, Павла I, Александра I и Николая I: «С одной стороны, это периоды нашей истории, насыщенные важнейшими, знаменательными событиями, огромным количеством интереснейших персон, с другой – время классицизма и ампира, расцвет всех видов искусств». А Татьяне ближе искусство Серебряного века. Но разногласий в общую семейную страсть и дело это не вносит.  И в целом их общая коллекция – уже, безусловно, явление в современной русской культуре.

 

Приятным бонусом для любителей живописи станет еще один выставочный проект, связанный с частной коллекцией Подстаницких, который будет проходить на Пречистенке параллельно с «Пушкинианой».  Эта экспозиция, которую Татьяна и Сергей назвали  «Домик коллекционера», разместится в пространстве «Садового павильона» ГМП, расположенного в Усадебном саду.

На этой выставке публика сможет познакомиться с рядом любопытных и редких живописных и графическх работ, а также скульптур XIX-XX века из семейного собрания Татьяны и Сергея Подстаницких. В том числе, здесь можно будет увидеть работу малоизвестной широкому кругу гениальной русской импрессионистки Елены Киселевой – портрет ее матери.

Весьма интересными представляются работы известного русского живописца Владимира Боровиковского (сына художника Луки Боровиковского, у которого мастер и брал первые уроки в рисовании, а позднее обучался у Д.Г. Левицкого и И.Б. Лампи Старшего). Академик портретной живописи представлен на этой выставке «Портретом барона Алексея Сердобина (одного из девяти незаконнорожденных детей екатерининского вельможи князя А.Б. Куракина).

Или, например, пейзаж «Тройка», кисти художника-баталиста Э.Ж.О. Верне, сына и ученика известного французского живописца Карла Верне. В 1830-40 годах Эмиль Жан Орас Верне работал в России и был в числе любимых художников императора Николая I. Картина написана сразу после возвращения из России, видимо, под впечатлением поездки из Петербурга в Кронштадт. Художник так описал это путешествие в своем письме к жене от 9 апреля 1843 года: «На сих днях мы побывали в Кронштадте. Меня восхитила эта поездка, занявшая два дня. Проехать десять лье по морю в санях, что может быть оригинальнее сего! Из-за оттепели и сильных порывов ветра море вздыбилось, и льдины взгромоздились друг на друга, так что получились настоящие холмы самой причудливой формы по несколько лье длинной. Лошади скакали во весь опор, ветер резал лицо, так что текли замерзавшие на ходу слезы. Но всему остальному телу было жарко, как в огне, под медвежьей полостью. От всех сих контрастов и скачки кажется, что это лишь сон, а приехав, не чувствуешь, на месте ли твоя голова. Если бы вечером мне не пришлось повторить эту поездку, я подумал бы, что на несколько часов сошел с ума».

Еще одна из работ на этой выставке несомненно вызовет добрую улыбку у публики.  «Портрет коня офицера Свиты Его Императорского Величества», написана в 1849 году русским, немецкого происхождения, художником-баталистом Александром Швабе (Иоганн Готлиб). Выпускник батального класса петербургской Академии художеств, а с 1861 года – ее профессор, по живописному классу «баталической и зверописи», художник принимал заказы от российской императорской фамилии и высших аристократических кругов…

Пушкинский музей

 

 

, ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *