Премьера фильма «Сестры»

СЁСТРЫ

 

Дата релиза в России: 24 ноября

(к Международному дню борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин – 25 ноября).

 

Производство: студия Bazelevs, студия Magic Production, компания Event Horizon

 

Жанр: психологический хоррор

 

Режиссёр и автор сценария:

Иван Петухов – франшиза Ёлки, Подарок, сериалы Алиса, Взаперти

 

Продюсеры:

Лала Рустамова, Владимир Комаров, Ара Хачатрян, Сергей Фоломкин

 

Креативный продюсер:

Ирина Старшенбаум

 

В ролях:

Ирина Старшенбаум – Лето, Т-34, Притяжение, сериалы Медиатор, Инсомния, Шакал, Общага, Содержанки

Никита Ефремов – Лето, сериалы Нулевой пациент, Тихий Дон, Лондонград. Знай наших, Куприн. Поединок, Оффлайн, Общага, Хороший человек

Надежда Маркина – Елена, Аритмия, Абориген, Кто, если не мы, Свадьба, сериалы Ласточкино гнездо, София, Бесы, Пассажиры

Аня Чиповская – франшиза Ёлки 2, Кто-нибудь видел мою девчонку?, Блокбастер, О любви, сериалы Оттепель, Псих, Пассажиры, Уходящая натура, Хождение по мукам

Никита Волков – Нежность, Черновик, Шагал – Малевич, сериалы Трудные подростки, Выжить после

Полина Гухман – Сама дура, Мир! Дружба! Жвачка!, Последний аксель, Инсомния

 

Аня – молодая мать, которая уже много раз тщетно пыталась спасти себя и ребенка от нарастающей агрессии мужа. Оказавшись в отчаянном положении, она узнает, что есть темные мистические силы, способные прийти на помощь таким как она. Особым обрядом крови и огня Аня призывает потустороннее сестринство, но теперь должна решить, готова ли она пройти этот путь до конца.

 

Хронометраж: 1 час 50 минут

Возрастное ограничение: 16+

СОЗДАТЕЛИ О ФИЛЬМЕ: 

 

ИСТОРИЯ ЗАМЫСЛА 

 

Лала РУСТАМОВА, продюсер:

– Этот фильм – авторский проект Ивана Петухова. Он уже много лет является креативным директором студии Bazelevs. Замысел родился давно. Мы видели, как менялся сценарий, и когда дошли до последней версии, решили, что это интересный и важный проект, который надо запускать, и получили поддержку Минкульта. 

 

Иван ПЕТУХОВ, режиссёр и автор сценария:

– Ещё года три назад я был одним из тех обывателей, кто ужасался очередной чудовищной истории домашнего насилия из соцсетей, а потом закрывал вкладку и возвращался к привычным делам – это жутко, но где-то там, далеко от нашей жизни, а социальные фонды и так делают всё, чтобы проблема стала очевидной для всех и медленно, но верно решалась. Так что сделай пожертвование, успокой себя и иди своей дорогой, это не твоя борьба. Но на очередной я споткнулся. Не из-за самой истории, а из-за комментариев. В каждом посте на тему домашнего насилия обязательно находятся люди, причём и мужчины, и женщины, которые до сих пор пишут пресловутое «а что она сделала, чтобы он её не бил?…», и «напросилась», и «мужик ни с того, ни с сего не станет…». В каждом. Я ходил по их профилям, видел их фото с детишками и цветочками, семейными праздниками и отпусками и не понимал, как они не понимают. Вот с этих комментариев и чувства несправедливости, вызванного ими, всё и началось. 

 

Ирина СТАРШЕНБАУМ, исполнительница главной женской роли, креативный продюсер:

– Когда-то давно Иван Петухов снял со мной короткий метр, и я сразу почувствовала, что он талантливый режиссёр и мы друг друга чувствуем и понимаем. Потом он сказал, что свой полнометражный дебют тоже хочет делать со мной. Но я не ожидала, что он возьмется за такую острую тему. Его короткометражки были нежными и жизнерадостными. А прочитав сценарий «Сёстры», я почувствовала, что это вызов для меня. Я как-то впервые осознала, что смысл существования творческих людей – делать что-то, чтобы общество выздоравливало.  

 

Никита ЕФРЕМОВ, исполнитель главной мужской роли:

– Соединение жанрового и социального, темы домашнего насилия и хоррора показалось мне очень интересным и важным. Поскольку домашнее насилие в России – это частое явление, я считаю правильным привлекать внимание к этой проблематике с помощью кино.  

 

Владимир КОМАРОВ, продюсер:

– Я не был знаком с Ваней лично, но его послужной список, а особенно его успешное рекламное прошлое для меня – высокая оценка мастерства и таланта. Прочитав сценарий, я понял, что фильм СЁСТРЫ должен состояться во что бы то ни стало, и взял на себя в том числе и продюсерские риски. Из того результата, который я вижу сейчас, особенно в текущем социальном контексте, я понимаю, что принял возможно самое правильное человеческое решение. 

 

 

Лала РУСТАМОВА, продюсер:

– Нам в студии Bazelevs, которая всегда выпускала в России преимущественно развлекательный контент, давно хотелось зайти на территорию социального авторского кино, но попробовать добавить в него жанровую составляющую, а также хорошо выстроить маркетинг, чтобы привлечь к актуальной проблематике как можно больше зрителей. 

 

Ирина СТАРШЕНБАУМ, исполнительница главной женской роли, креативный продюсер:

– Креативным продюсером этого фильма я стала накануне съемок. Наши продюсеры сами почувствовали, что в этой сложной, общественно важной теме им не хватает женского голоса. Я всегда искренне хотела попробовать себя в продюсировании. Продюсировать дебют – это очень здорово. Мне вообще интересно работать с начинающими режиссёрами – в этом столько воздуха, энергии и драйва, что меня это очень заводит и мотивирует. 

 

 

РЕАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ 

 

Иван ПЕТУХОВ, режиссёр и автор сценария:

– Всё началось с текстов. От третьего лица – в новостях, о новых случаях домашнего насилия. От первого – в историях с социальных платформ, фондов и центров, благо, они делают огромную работу в попытке привлечь внимание к теме показать пути выхода. Каждый раз, когда я рассказывал кому-либо, что работаю с темой домашнего насилия, случалось одно и то же. Собеседники, понижая голос, рассказывали историю из жизни знакомых, соседей, друзей, коллег («а помнишь девушка у нас работала?..»), с которыми это происходило или происходит сейчас. Тема стала притягивать всё больше реальных историй, происходящих на расстоянии вытянутой руки – в соседней квартире, в окне дома напротив, везде. 

 

Ирина СТАРШЕНБАУМ, исполнительница главной женской роли, креативный продюсер:

–В моей жизни опыта физического насилия никогда не было. Но было насилие психологического характера, и я считаю, что люди недооценивают такую форму насилия, о ней вообще не принято говорить и никак нельзя узаконить, но при помощи психологического насилия человека можно довести до крайних состояний без каких-либо физических контактов. Наш фильм как раз не только о физическом насилии, он говорит об абьюзе в любой форме. 

 

Аня ЧИПОВСКАЯ, актриса:

– Ситуация с домашним насилием в нашей стране видится мне довольно мрачной и, мягко говоря, неадекватной. Любому современному человеку должно быть, наверное, понятно, что это огромная проблема, требующая пристального внимания, что жертвам (ужасное слово) требуется максимальная защита в правовом поле, а происходит всё наоборот. Потрясло меня то, какое количество женщин в моём окружении, которых я лично знаю, сталкивались с подобным. Это не какая-то абстрактная подруга подруги, а вот, человек, который сидит напротив. 

 

 

 

ЖАНР 

 

Иван ПЕТУХОВ, режиссёр и автор сценария:

– Выбор точного языка в разговоре на такую болезненную и до сих пор разделяющую общество тему – задача чрезвычайно сложная, и, подозреваю, именно поэтому фильмов на этой территории ничтожно мало или вовсе нет. Заявленный в СЁСТРЫ жанр хоррора (или пост-хоррора, или «возвышенного» хоррора, как ни назови) – попытка решить эту задачу бескомпромиссно. СЁСТРЫ – это фильм ужасов, потому что истории женщин, находящихся в ситуации домашнего насилия – это ужас, который они проживают изо дня в день. Именно так эти истории читаются и слышатся. 

 

Ирина СТАРШЕНБАУМ, исполнительница главной женской роли, креативный продюсер:

– Понятно, что когда в мире сплошной кошмар и хоррор, довольно сложно решиться идти в кино на страшные истории. Но это стоит сделать, потому что это возможность посмотреть на ситуацию со стороны и понять, как из неё выбираться. Когда ты не герой сюжета, а сторонний наблюдатель, это проще. Эта картина полезна всем – и жертвам насилия, и агрессорам, и свидетелям, которые не понимают, что происходит, или не верят, и особенно тем, кто считает, что проблема надумана.  

 

Иван ПЕТУХОВ, режиссёр и автор сценария:

– Определившись с жанром, мы поставили себе целью создать в фильме достоверную психологическую картину абьюза и дать зрителю прочувствовать (не понять, а именно прочувствовать), что ощущает человек, находящийся внутри. 

 

Аня ЧИПОВСКАЯ, актриса:

– Если мы говорим о теме домашнего насилия, то хоррор, по-моему, даёт наиболее точное представление о том, что происходит в душе человека, столкнувшегося с таким. 

 

Никита ЕФРЕМОВ, исполнитель главной мужской роли:

– Я никогда не пробовал себя в жанре хоррора. Как зритель я хорроров боюсь и просто перематываю самые страшные куски, но как актёр я хотел в таком поучаствовать. Мне было интересно попробовать себя другим – задача была быть хладнокровнее, сдержаннее, чётче, это был любопытный опыт. И я думаю, что для такой темы хоррор – это очень подходящий жанр, так как жить в домашнем насилии – это не что иное, как хоррор. 

 

Иван ПЕТУХОВ, режиссёр и автор сценария:

– У нас с оператором-постановщиком Максимом Смирновым и родился особенный визуальный стиль фильма – лишённый ракурсных планов, эффектности ради эффектности, лаконичный и точный. Замкнутый на главной героине и её состоянии, с камерой, находящейся большую часть времени на уровне глаз. Зритель здесь не сторонний наблюдатель, он находится в той же комнате, что и герои, сидит с ними за одним столом, вынужден слушать, о чём они говорят, видеть, что они делают. А мы до самого финала не даём ему отойти на комфортное расстояние и забыться. 

 

 

Ирина СТАРШЕНБАУМ, исполнительница главной женской роли, креативный продюсер:

– Весь фильм снят в небольшом павильоне, где была построена тёмная холодная квартира. Серые стены, серый павильон. Я каждое утро ехала туда и свыкалась с этим павильоном как с местом своего обитания. И это хорошо, что у нас не было разных локаций. А была одна кухня – замкнутый мир женщины в аду. Но при этом фильм очень эстетский. И режиссёр, и оператор придавали изображению большое значение, работали с цветом, со светом, были предельно внимательны к мелочам – несмотря на актуальность темы мы делали прежде всего интересное для просмотра кино. Чтобы содержание дошло до зрителя, нужна талантливая форма. 

 

Иван ПЕТУХОВ, режиссёр и автор сценария:

– Камерный формат – безусловно, вызов для автора. В данном случае, замкнутость обусловлена и сюжетом, и психологическим состоянием героини. Безвыходность, в том числе и физическая, рождает попытки сопротивления, заставляет искать варианты. Постепенно пространство вариантов сужается, стены давят всё больше, света становится меньше. Зацикленность локаций, их нарочитое повторение изо дня в день, проявляет нарастающий с каждым днём ужас – ещё вчера такого и представить было нельзя, так что же будет завтра? Это ли не достоверная картина, в которой находятся реальные жертвы абьюза? 

 

Лала РУСТАМОВА, продюсер:

– Когда мы обсуждали жанр, то нам показалось, что жизнь в условиях домашнего насилия – это и есть ужас и хоррор. А то, что героиня обращается к мистическим силам, лучше всего передает ощущение безысходности и невозможности найти помощь на стороне – среди друзей и знакомых, в правоохранительных органах и т.д. Другой жанр дает меньше возможностей передать тот ужас, из которого жертвы насилия много лет не могут вырваться. 

 

Иван ПЕТУХОВ, режиссёр и автор сценария:

– Пространство, которые мы создали вместе с художником-постановщиком фильма Марфой Гудковой, подстраивается под настроение фильма и состояние героини так, будто находится в её голове – а кто из нас не чувствовал, что окружающий мир меняется в зависимости от нашего состояния? Один – спойлер! – сужающийся с каждым днём коридор чего стоит – во время обычного просмотра этого не замечаешь, но чувствуешь, что что-то не то. Детали, которые разбросаны по этому пространству, заставляют вглядываться, пересматривать – признаться, даже я какие-то из них увидел только при пересмотре. Ограниченность пространства позволяет каждый его элемент сделать значимым, избежать случайности.

 

 

 

ПОЧЕМУ ФИЛЬМ ВАЖЕН 

 

Иван ПЕТУХОВ, режиссёр и автор сценария:

– Я не слишком верю в пресловутое «фильм заставил задуматься», но заставить «прочувствовать» зрителей мы сумеем, а из сердца что-либо выбросить куда сложнее, чем из головы. 

 

 

Ирина СТАРШЕНБАУМ, исполнительница главной женской роли, креативный продюсер:

– После фильма я посмотрела на проблему абьюза с нового ракурса – и на насилие по отношению ко мне и меня самой – к другим. Это ведь может проявляться в мелочах, в скрытой агрессии, у каждого ведь своя зона безопасности. И я осознала, что надо уважать чужие границы больше, чем я делала до этого. 

 

Никита ЕФРЕМОВ, исполнитель главной мужской роли:

– Мне бы не хотелось быть назидательным и рассуждать о том, что этот фильм будет кому-то полезен и объяснит, как жить нельзя. Несмотря на то, что все абьюзивные отношения несчастливы, каждый случай – отдельный и требует индивидуальной проработки со специалистами. Я все время возвращаюсь к фразе философа Григория Померанца «Дьявол начинается с пены на губах у ангела, вступившего в бой за святое правое дело». Но если хотя бы один зритель посмотрит наш фильм и это сподвигнет его обратиться за помощью, будь он абьюзер или жертва абьюза, значит, наше дело правое. Я надеюсь, чтобы наша работа поможет людям. 

 

Лала РУСТАМОВА, продюсер:

– Когда мы начинали показывать фильм партнёрам, то среди наших первых зрителей были жертвы домашнего насилия, им было тяжело смотреть, они даже советовали добавить дисклеймер – «в фильме содержатся сцены домашнего насилия». Но наша задача показывать этот фильм скорее не жертвам, а тем, кто обычно говорит «сама виновата», «бьёт – значит любит», которые не были в подобных ситуациях или были, но не отдают себе отчёт в том, что тоже являются жертвами абьюза или теми, кто это насилие учиняют.  

 

Никита ВОЛКОВ, актёр:

– Когда ты однажды сталкивался с темой домашнего насилия, то довольно сложно остаться к ней равнодушным. Можно зайти на множество пабликов, погрузиться в эту тему с головой и прийти в ужас, как много насилия вокруг нас – в каждом доме, в каждом подъезде. Я не верю в то, что наш фильм сможет изменить чью-то судьбу, вряд ли жена скажет мужу-абьюзеру: «Пойдем-ка посмотрим фильм про домашнее насилие». Но мне кажется, что этот фильм откроет в нашем кино эту тему, станет толчком к каким-то новым сценариям и проектам, начнет общественную дискуссию. И если это случится, то это и будет нашей безусловной победой. Начать такой разговор – несомненно, очень важно. 

 

Лала РУСТАМОВА, продюсер:

– Два года назад я была продюсером фильма «Как стать абьюзером», в нем рассказывались истории женщин и мужчин-абьюзеров, и мы пришли к выводу, что абьюзеры – это либо жертвы насилия, или люди с посттравматическим синдромом. В России культура абьюза процветает, в большинстве социальных структур абьюз допустим. При работе над фильмом у нас не было задачи обвинить кого-то, важно было привить людям понимание, почему это с ними происходит. 

 

Никита ЕФРЕМОВ, исполнитель главной мужской роли:

– Сколько бы раз я ни пробовал победить обиду местью или травму победить насилием – ничего из этого не получалось. Если бы такой способ работал, то все проблемы у людей решались бы проще и быстрее. Прощающий обретает свободу сам, а не тот, кого он прощает. Но когда ты находишься в эпицентре травмы, в первую очередь нужно задуматься не о прощении, а о безопасности. Прежде всего, нужно сконцентрироваться на выживании. Когда эта задача будет решена, тогда можно начинать анализировать проблемы. Но в центре урагана начинать ремонтировать свой дом – это сизифов труд. Надо найти безопасное место и дождаться, пока ураган закончится. И если окажется, что дом не подлежит восстановлению, то найти другое место для житья.  

 

Надежда МАРКИНА, актриса:

– В проекте СЁСТРЫ поднимается тема домашнего насилия. Эта острая тема в нашей стране, когда страдает самая незащищённая группа людей: женщины, дети, пожилые люди. Об этом надо говорить!

 

Ирина СТАРШЕНБАУМ, исполнительница главной женской роли, креативный продюсер:

– У меня были подруги, которые замалчивали факты насилия. Люди не рассказывают об этом из страха столкнуться с непониманием. При просмотре картины зритель ловит себя на непонимании и недоверии к героине – а может быть это с ней проблемы, а не с ним? Так жертв насилия обычно воспринимает общество – муж и жена – одна сатана, бьёт – значит любит, сами разберутся. И очень важно не пропустить тот момент, когда ты можешь человеку помочь. 

 

Владимир КОМАРОВ, продюсер:

– СЁСТРЫ – это художественное кино, а не просветительская передача. Это главное. Откроет ли он кому-то глаза? Не знаю. Целей открыть глаза фильмами лично я для себя не ставлю. Сверхзадача продюсера – способствовать созданию ценных фильмов и продвигать их на максимально широкую аудиторию. Остальное уже решит зритель, главное, чтобы он увидел фильм!  

 

Иван ПЕТУХОВ, режиссёр и автор сценария:

– Важно понимать, что СЁСТРЫ – не социальный ролик про домашнее насилие, а жанровый художественный фильм, рассчитанный на широкий круг зрителей. Внутри есть и камерный триллер о попытках выбраться из западни, и история матери, спасающей своего ребёнка, и хоррор в самом современном значении, и достоверная актёрская драма с превосходным ансамблем артистов. А кроме того, фильм совмещает сразу несколько форматов – от традиционного кино до авторской анимации и скринлайфа, с элементами театра и документального кино. Так что каждому найдётся, на что посмотреть. 

 

 

 

НАСИЛИЕ БЕЗ НАСИЛИЯ 

 

Ирина СТАРШЕНБАУМ, исполнительница главной женской роли, креативный продюсер:

– Важно понимать, что в фильме нет ни одного кадра физического насилия. Зритель не видит никаких избиений, только синяки и переживания героини. И это гениальный ход, на мой взгляд. Потому что мы смотрим на эту историю как бы глазами соседа или коллеги по работе, который думает: «Она какая-то зачуханная, а он такой статный, в красивой рубашке, ей бы радоваться, а она еще чем-то недовольна, возможно, сама его довела». В этом и есть наша самая большая ошибка – мы все воспринимаем очень поверхностно и стереотипно.  

 

Иван ПЕТУХОВ, режиссёр и автор сценария:

– Да, мы не показываем физическое насилие и причин тут несколько. Первая связана с опасным клише о том, что домашнее насилие – это «в маргинальной семье муж по пьяни избил жену» (опасное – потому что заставляет многих скрывать происходящее с ними). Именно поэтому мы берём за основу семью совсем иного типа, на первый взгляд – весьма благополучную, где ничего поначалу не выдаёт проблемы. Никто не пьёт. Никто никого не бьёт. Люди едят на завтрак блины, прямо как мы. Что, казалось бы, может пойти не так.

Вторая заключается в том, что физическое насилие – это только вершина айсберга (или, лучше сказать, кромка бездны). И если о нём большинство хоть что-либо знает, потому что именно самые тяжёлые связанные с ним случаи становятся предметом обсуждения в СМИ, то насилие психологическое, финансовое и сексуальное, как правило, остаются за закрытыми дверями и задёрнутыми шторами. 

Третья причина связана с сутью фильма. Как и в сети любая новость о бытовом насилии встречает массу скепсиса и недоверия в обсуждениях («а не выдумала ли?», «а не сама ли виновата?», «а не спровоцировала ли она?»), так и внутри фильма мы ведём зрителя путём этих сомнений: «говорит о насилии, а следов нет», «следы есть, но не сама ли она? Вон она какая нервная». СЁСТРЫ, кроме прочего, ещё и отражение коллективного восприятия темы зрителем, и, каким бы неприятным ни было это отражение, с обратной его стороны – мы сами. 

 

Ирина СТАРШЕНБАУМ, исполнительница главной женской роли, креативный продюсер:

– Это ведь взращивали в девушках веками: «бьет, значит любит», «бьёт – значит воспитывает», «он же мужчина, а я сама виновата». А мальчиков всегда учили «не плакать». Поэтому эмоционально мужчина слабее женщины. Женщине дано много чувств – она может плакать, может кричать, истерику даже закатывать, а мужчина не плачет – он сразу бьёт. При этом винить в домашнем насилии принято женщину. Мне кажется, что мужчинам надо воспитывать эмоциональную культуру. Учиться проявлять эмоции и управлять ими. И лучше пусть мужчины плачут – в это гораздо больше настоящего, и в этом есть доверие к женщине. А агрессия – это всегда нарушение границ. Даже если женщина тебя доводит, то при выборе уйти или ударить нужно выбирать уйти. 

 

 

О РЕЖИССЁРЕ 

 

Никита ВОЛКОВ, актёр:

– Режиссёр Иван Петухов, как говорят в индустрии, находится в тренинге. Он слышащий, думающий, в голове у него все ясно, и если бы он позвал меня в следующую работу, я бы с удовольствием пошёл. 

 

Никита ЕФРЕМОВ, исполнитель главной мужской роли:

– С Иваном мы не были знакомы. Работать с ним мне очень понравилось – он слышащий, слушающий режиссёр, все возникавшие вопросы мы быстро решали, наши придумки он чаще всего принимал, и это было приятное сотворчество. Он из тех режиссёров, для которых работа важнее собственного эго. Было видно, как он горит этим фильмом. 

 

 

Надежда МАРКИНА, актриса:

– На этом проекте я впервые встретилась с кинорежиссёром и сценаристом Иваном Петуховым, с актёрами Ириной Старшенбаум, Никитой Ефремовым и юным Ярославом Головневым. Съёмки проходили интересно и легко, хотя тема фильма очень тяжёлая. Но благодаря дружной, профессиональной съёмочной команде сниматься было легко. Иван очень внимательный, подробный режиссёр, прекрасно работал с актёрами, знает, о чем снимает, а это важно! 

 

Владимир КОМАРОВ, продюсер: Ваня стильный и современный и драматург и постановщик, от него не стоит ждать авторских приколов по ВГИКу.

 

 

ОБ АКТЁРАХ И ГЕРОЯХ 

 

Аня (Ирина СТАРШЕНБАУМ) – девушка лет 30, пытается зарабатывать на жизнь сама, выпекая тортики и продавая их через соцсети, красивая, но подавленная, 5 лет в браке с Андреем, растят сына 5 лет, наверняка быстро вышла замуж из-за беременности, отношения абьюзивные. 

 

Андрей (Никита ЕФРЕМОВ) – муж Ани, лет 30, работает в сфере ЖКХ. Состоявшийся, красивый, холодный, властный, ревнивый, эгоцентрик, держит жену фактически в плену, запрещая ей общение с другими людьми и какую-либо самостоятельность, чрезмерно строг в воспитании сына. 

 

Лида (Аня ЧИПОВСКАЯ) – таинственная девушка в черном из темноты. Лица не видно, голос надорванный, она – мистическая сила, появляется на мониторе компьютера Ани с вопросом: «Готова ли ты пойти до конца?». Страшная история Лиды побудит Аню к действию. 

 

Аня в юности (Полина ГУХМАН) – милая девочка лет 15, живет с родителями, за стенкой – соседи, где муж регулярно бьёт жену и это слышно на весь дом. Однажды в свой день рождения Аня печет тортик и убегает праздновать с Юрой, а вернувшись домой, становится свидетельницей пожара, который будет полыхать внутри неё всю дальнейшую жизнь. 

 

Юра (Никита ВОЛКОВ) – экс-бойфренд Ани, который однажды исчез, а через несколько лет появился в её жизни снова. Человек, который хотел бы быть героем, не имея на то потенциала. И всё же его неуместное появление окажется не просто полезным, оно фактически запустит новый сюжет в жизни Ани. 

 

Тамара Игоревна, свекровь Ани (Надежда МАРКИНА) – типичная мать, которая в любой ситуации на стороне сына и всегда пилит невестку. «Заботливая» бабушка, встающая стеной между внуком и его матерью, пытаясь оградить его от её дурного влияния. Но однажды Тамара Игоревна вспомнит про женскую солидарность.

 

 

Владимир КОМАРОВ, продюсер:

– Кастинг – это одна из несомненных удач фильма. Ира и Никита – не только настоящие звезды российского кино, с массой фильмов и сериалов, которыми становились событиями, но ещё и одни из немногих актёров, кто может деликатно и убедительно рассказывать истории на такие сложные темы. 

 

Иван ПЕТУХОВ, режиссёр и автор сценария:

– С Ирой мы обсуждали проект ещё на ранней стадии разработки сценария, и уже тогда стало ясно, что это её роль – мало кто может так сочетать наивную, почти детскую хрупкость и внутреннюю женскую силу, а может, и никто. Никита появился в проекте куда позже, и тут же его персонаж обрёл необходимую фильму двойственность, обратную героине: в каждом акте силы проявилась слабость. У героини Надежды Маркиной роль едва ли не самая трагическая и реалистичная. Герой Никиты Волкова – катализатор сюжета, а его образ нарочито не вписывается в контекст, что важно для фильма в целом. Поля Гухман дала нам прекрасный контраст с героиней сегодняшней. Образ Ани Чиповской, присутствующей в большей части фильма лишь голосом (и каким!), по-моему, исчерпывающе отвечает на вопрос о «маленьких ролях». И, конечно, Ярослав, сыгравший в фильме сына Митю, отличный профессионал без скидки на шестилетний возраст. Крошечных ролей в СЁСТРАХ нет совсем, все на своих местах. 

 

Ирина СТАРШЕНБАУМ, исполнительница главной женской роли, креативный продюсер:

– Моя героиня – простая девушка из провинции, живет обычной среднестатистической жизнью – муж, ребенок, дом, кухня. Это узнаваемая невыдуманная реальность. Непонятно только, как в таком обычном доме могут происходить такие чудовищные ситуации? У кого-то из зрителей будет внутреннее сопротивление, кто-то будет удивлён, кто-то опустошен в конце, а кто-то станет сильнее и покинет зал с ощущением – «я справлюсь». Даже если кажется, что у тебя никого нет, всегда есть люди, которые готовы прийти на помощь, есть центры, где можно получить консультацию. Сегодня это особенно важно – искать средства опоры необходимо. В финальных тирах картины мы даём контакты центров, которые занимаются вопросами домашнего насилия. 

Как ни странно, Никита Ефремов был первым человеком из кино, с которым я познакомилась, мы сразу стали близкими друзьями. Мы дважды снимались вместе – в фильмах ЛЕТО и ОБЩАГА, но никогда не играли пару. И вот в этом году у нас сразу два совместных проекта, в которых мы играем супругов в глубоком кризисе – это СЁСТРЫ Вани Петухова и ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК Петра Тодоровского. И это интереснейший опыт – раскрывать темные стороны семейных отношений вместе с человеком, которого ты хорошо знаешь, с которым говоришь на одном языке. Я очень ценю то, что у меня есть человек, с которым мне есть, о чем рассказать. Из этих двух фильмов мы с Никитой вышли другими людьми. Мы отдали туда огромное количество личных переживаний.

 

Никита ЕФРЕМОВ, исполнитель главной мужской роли:

– «Вечная пара» – где-то написали про нас с Ирой. Да, мы уже готовы составить конкуренцию паре Бурковский-Пересильд, которые тоже часто оказываются в одном кадре. И хотя мы с Ирой уже не первый проект вместе, у нас всё равно нет никакой успокоенности: мы тщательно готовимся, я всё время открываю какие-то новые грани Иры, надеюсь, она во мне тоже открывает что-то новое. Мне интересно наблюдать за ней. И мне очень нравится наш творческий тандем. 

 

Ирина СТАРШЕНБАУМ, исполнительница главной женской роли, креативный продюсер:

– Мне кажется, это самая сложная роль в моей жизни. Я никогда не сталкивалась с этой темой в таких объемах. Готовясь к ней, я посмотрела множество интервью на ютубе и фильм Саши Сулим «Почему женщины убивают», прочла книгу Татьяны Орловой «За закрытыми дверями. Почему происходит домашнее насилие и как его остановить». В какой-то момент этого материала стало так много, что я физически ощущала нехватку воздуха. Этот фильм – высказывание на болезненную тему, он сложный, потому что подставляет к вам зеркало и показывает, насколько мы окружены в жизни насилием, что мы уже считаем его нормой. Но это всё же не плакат и не учебник. Это художественное произведение. Я всю осень провела в Италии на съемках, где мне многие говорили, что и для Италии наш фильм очень важен, потому что у них закон о домашнем насилии есть, но он не работает. А люди должны смотреть такое кино, чтобы выжигать насилие в себе. 

 

Никита ЕФРЕМОВ, исполнитель главной мужской роли:

– Вопрос – есть ли у меня с этим героем что-то общее? Я бы хотел сказать вот что: в любом человеке есть весь спектр чувств, и задача артиста насколько открыться своему герою, чтобы не бояться признаться себе самому в том, что ты себя в нем узнаешь. Это касается любой отрицательной роли.

Мы с Ирой очень тщательно подходили к этому проекту – много читали и смотрели про насилие и природу виктимности. Почему так случается, что кто-то притягивает в свою жизнь абьзеров? Что является спусковым крючком для мужчины, который причиняет боль своей жене или детям? Я долгое время нахожусь в терапии, и поэтому мне особенно интересно было разобраться и понять природу того страха, который испытывает мой герой. Чаще всего агрессия человека связана с детством, так как подавлена именно там. Это одна из важных тем для меня – как научиться экологично проживать свой гнев. В обществе принято говорить человеку с детского возраста: «Не злись, не сердись». И все эти чувства отрицаются и запихиваются вглубь. Подавленный гнев копится-копится и однажды выплеснется наружу. Я верю, что все эти механизмы закладываются в детстве, возможно, уже тогда, когда мы еще не умеем ни ходить, ни говорить. Отец моего героя мог абьюзить свою мать, и он просто усвоил такую программу, как бы записал её на свой жесткий диск. 

 

Ирина СТАРШЕНБАУМ, исполнительница главной женской роли, креативный продюсер:

– В состоянии подавленности и страха я находилась все полтора месяца съемок. И для меня этот опыт стал метафорой того, что ты можешь находиться в состоянии подавленности в любом месте, в любое время и при любых обстоятельствах и будешь находиться в нем до тех пор, пока сама не примешь решение с этим попрощаться. Попрощаться с убийцей внутри себя. Разные травматические ситуации будут встречаться в жизни постоянно. Всегда есть звоночки к тому, что человек неадекватен и агрессивен, но многие женщины не обращают на эти звоночки внимания, они любят мужа и оправдывают его. Услышать эти звоночки можно только обладая знаниями. Но вырваться из этих отношений очень сложно, потому что в голове включается сигнальная лампочка «а куда я пойду», «а кому я нужна», а окружающие занимаются газлайтингом, и жертва насилия начинает верить в ту картину безвыходности, которая сложилась в её голове. Думаю, что наш фильм сможет помочь людям, которые подвергаются домашнему насилию – а это не только женщины, но и мужчины, увидеть себя со стороны и найти в себе силы действовать, бороться, спасать себя. 

 

Аня ЧИПОВСКАЯ, актриса:

– Персонаж у меня интересный. Понравилась идея, что её никогда практически не видно, она существует своей энергией и голосом. И голос у неё специфический, это голос без голоса. Вообще непонятно, это человек или бесплотная сущность.  

 

Надежда МАРКИНА, актриса:

– Я исполнила роль свекрови, Тамары Игоревны, матери Андрея. Роль сложная, так как как её сын – насильник и тиран. Я думаю, что если в семье происходит насилие, то родители должны вмешаться, и защитить тех, кого обижают! Может быть наш фильм кому-то очень нужен, и поможет что-то понять, а может быть и принять правильное решение! Ведь тема насилия часто бывает закрытой даже от родственников, люди стыдятся рассказать и превращают её в тайну, а потом происходит страшная трагедия!  

 

Никита ВОЛКОВ, актёр:

– У меня в этом фильме роль небольшая, но история мне показалась достаточно любопытной, а сценарий убедительным. Солируют в ней, конечно, Ира и Никита, а я ухватился за некую возможность встрять между ними третьим лишним. Мой персонаж – Юра – обыкновенный парень, который думал, что может свернуть горы, а на деле оказался ну так себе героем. Нарисовался ниоткуда, хотел стать спасителем, но только усилил раздор. Он не пошел до конца, слился, но всё же удаленно помог героине избавиться от скелетов в шкафу.

Юра – бывший парень Ани. Они могли бы остаться друзьями, но муж отрезает ей возможность для любого общения. А Юра чувствует, что у Ани не всё в порядке, но не знает, как спросить и что сделать. У меня было всего две сцены для того, чтобы сыграть человека, который вроде и не чужд сострадания, но и не знает, как действовать. Когда мы обсуждали с режиссёром эту роль, то я записал ему на бумаге свои мысли про персонажа, а одну из сцен записал на аудио. И, видимо, нащупал что-то правильное, мы с режиссёром совпали в понимании персонажа. 

 

Ирина СТАРШЕНБАУМ, исполнительница главной женской роли, креативный продюсер:

– Мальчик, который играл моего сына, был замечательным. На пробах Ваня смотрел многих детей, а результате взял пацана вообще без опыта. После каждого дубля он подходил и обнимался со мной, и я почувствовала, как у героини есть смысл жизнь – её сын, её любовь. Именно ребенок помог мне понять это. 

 

 

МИСТИЧЕСКОЕ И ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ 

 

Иван ПЕТУХОВ, режиссёр и автор сценария:

– Мистическая составляющая – важный катализатор сюжета, ускоряющий и искажающий вполне реалистичный ход событий, а заодно и оттеняющий проблему: что страшнее, мистическая сила из небытия или реальный бытовой кошмар, происходящий каждый день за закрытой дверью квартиры по соседству?

Легенда о Сёстрах навеяна историческими фактами о массовых самосожжениях старообрядцев радикальных согласий в XVII-XIX веках (последнее, впрочем, датировано уже XX веком). Остальное – художественный вымысел о современной истории самосожжений как радикального акта противодействия превосходящим силам.

А если по-простому, мистический слой – ещё и попытка отыскать справедливость в ситуации, когда в реальном мире её найти не так просто. Попытка, которая, впрочем, снова разбивается о реальность, пусть даже и только внутри фильма. 

Но несмотря на все мистические элементы, СЁСТРЫ во многом вдохновлены комментариями реальных людей к постам и новостям о бытовом насилии в сети. Многие из этих комментариев в неизменном виде перенесены в фильм и составляют документальный слой истории, так как мне показалось важным показать зрителям их отражение в контексте ситуации насилия, показать им их же комментарии, но прочитанные теми, кто это насилие переживает. Наивно было бы думать, что это что-то изменит. Наивно было бы не пытаться. 

 

 

ОСНОВНОЕ ПОСЛАНИЕ 

 

Иван ПЕТУХОВ, режиссёр и автор сценария:

– Несмотря на то что я посвятил этой теме последние 2-3 года жизни, я всё же не считаю себя вправе давать людям советы и писать о паттернах и циклах насилия. Благо, на эту тему любой желающий может прочитать огромное количество материалов от общественных организаций, центров и фондов. Проблема, на мой субъективный взгляд, не в незнании как таковом, информации достаточно, а в отсутствии эмоционального подключения к «чужой беде», невозможности прочувствовать то, что чувствуют те, кто оказался в ситуации насилия – и в том числе, к слову, в невозможности признать, увидеть, что это происходит с тобой, находясь внутри. Наш фильм призван снять хотя бы несколько слоёв с этой проблемы, чтобы она воспринималась и, главное, чувствовалась яснее. Если удастся этого добиться, это уже результат. 

 

Ирина СТАРШЕНБАУМ, исполнительница главной женской роли, креативный продюсер:

– На мой взгляд, зритель этого фильма может быть очень разным, потому что каждый человек видит в этой истории что-то своё. Фильм сделан в жанре пост-хоррор или страшная притча, но её сюжет насколько узнаваемый, что эта притча про каждого из нас. У нас получилось не только интересное художественное высказывание, но и своеобразная психотерапия, которую мы проводим со зрителем.  

 

Иван ПЕТУХОВ, режиссёр и автор сценария:

– СЁСТРЫ – история про предельные последствия отсутствия цивилизованного способа решения проблемы насилия. И пока этого способа нет или он не действует, как должен, оно будет актуальным. 

 

 

Никита ЕФРЕМОВ, исполнитель главной мужской роли:

– Важной в этом фильме мне кажется мысль о том, что зло не является противоядием против зла. Насилие может только породить насилие, но не истребить его. Когда одни призывают других «давайте убьем этих!» – это только умножает насилие. 

 

Лала РУСТАМОВА, продюсер:

– Каждый год к Международному дню борьбы с насилием, который отмечается 25 ноября, социальная сеть «Одноклассники» проводит исследование о том, как в обществе обстоят дела с домашним насилием. В этом году мы будем проводить такое исследование вместе с «Одноклассниками». Его результаты мы опубликуем на сайте вместе с телефонами, куда можно обратиться, как жертвам домашнего насилия, так и абьюзерам. Мы хотим, чтобы у нашего фильма была еще и просветительская миссия, хотим, чтобы наши зрители знали, куда можно обращаться за поддержкой.

 

Никита ВОЛКОВ, актёр:

– Наш фильм как будто дает возможность подсмотреть в замочную скважину к соседу, а может быть понять, что ты смотришь не на соседа, а на себя самого. 

 

Никита ЕФРЕМОВ, исполнитель главной мужской роли:

– С удовольствием приглашаю всех в кино, и я искренне верю, что чем быстрее все люди станут счастливы, то быстрее закончатся все конфликты. Буду счастлив, если наш фильм поможет кому-то сделать первый шажок осознанности. 

Sestry_poster_3000x

, , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *