Режиссёр и авто сценария М. НАЙТ ШЬЯМАЛАН сплетает воедино незабываемые сюжетные линии двух из своих оригинальных картин — «Неуязвимый» 2000 года и «Сплит» 2016 года – в совершенно новом триллере «Стекло».
БРЮС УИЛЛИС возвращается к своему герою из фильма «Неуязвимый» по имени Дэвид Данн, а СЭМЮЭЛ Л. ДЖЕКСОН вновь сыграл персонажа из этой же картины Элайджу Прайса, также известного под псевдонимом Мистер Стекло. Из звёзд фильма «Сплит» актёрский состав дополнили ДЖЕЙМС МАКЭВОЙ в роли Кевина Венделла Крамба и всех многочисленных личностей, существующих внутри него, и АНЯ ТЕЙЛОР-ДЖОЙ в роли Кейси Кук, единственной пленницы, выжившей после встречи со Зверем.
Действие фильма «Стекло» разворачивается сразу после событий картины «Сплит» и теперь Данн выслеживает сверхчеловеческое альтер-эго Крамба по имени Зверь, а незримое, но парадоксально очевидное участие Прайса в этом нарастающем противодействии указывает на то, что он является своего рода кукловодом, в руках которого тайны, представляющие критическую важность для обоих мужчин.
К звёздному ансамблю присоединились сыгравшие в фильме «Неуязвимый» СПЕНСЕР ТРИТ КЛАРК и ШАРЛЕЙН ВУДАРД, которые вернулись к своим ролям сына Дэвида Данна и матери Элайджи Прайса соответственно, а также обладательница премий «Эмми»® и «Золотой глобус»® САРА ПОЛСОН («Американская история преступлений: Народ против О. Джей. Симпсона»).
Оператором фильма стал МАЙК ГИУЛАКИС («Сплит»), главным художником – КРИС ТРУХИЛЬО (сериал сервиса Neftlix «Странные дела»), а художником по костюмам – ПАКО ДЕЛЬГАДО («Сплит», «Отверженные»). Монтажёры фильма «Стекло» – ЛЮК ЧЬЯРРОЧЧИ («Сплит») и БЛЮ МЮРРЕЙ («Чудо на Гудзоне»). Композитор картины – УЭСТ ДИЛАН ТОРДСОН («Сплит»).
Главными продюсерами этой захватывающей кульминации мировых блокбастеров выступили М. НАЙТ ШЬЯМАЛАН и владелец студии Blumhouse Production ДЖЕЙСОН БЛЮМ, который также продюсировал две предыдущие картины режиссёра для студии Universal.
Фильм «Стекло» выходит в широкий прокат 17 января 2019 года.
ПРЕДЫСТОРИЯ
Эволюция трилогии
От фильма «Неуязвимый» к фильму «Стекло»
Задолго до того, как приступить к работе над своим крайне успешным фильмом 2016 года «Сплит», М. Найт Шьямалан планировал, что это будет нечто гораздо большее, чем просто наэлектризованный триллер. Будоражащий, головокружительный триллер фокусируется на Кевине Венделле Крамбе (Джеймс МакЭвой), человеке с диссациотивным расстройством идентичности, чьи более тёмные и злонамеренные личности (совокупно именуемые Ордой) похищают трёх несовершеннолетних девушек. Они задумали принести «нечестивых» девушек в жертву ещё одной из личностей Крамба – сверхчеловеческой сущности по имени Зверь. Одна из девушек, Кейси Кук (Аня Тейлор-Джой), остаётся в живых, потому что Зверь щадит её, увидев шрамы на теле Кейси, следствие насилия, которому она подвергалась в детстве. Поскольку в отличие от остальных девушек, Кейси страдала, а значит её душа чиста. «Возрадуйся», — говорит ей Зверь. «Сломленные более развиты».
Это сама по себе была сильная и захватывающая история, но никто за рамками внутреннего круга Шьямалана не знал, что гениальный режиссёр задумал поместить «Сплит» в сюжетную канву своего легендарного фильма, снятого 16 лет назад, под названием «Неуязвимый», и что картина «Сплит» послужит связующим звеном в самой неожиданной и беспрецедентной трилогией в истории кинематографии.
Картина «Неуязвимый» повествует об охраннике Дэвиде Данне (Брюс Уиллис), который оказывается единственным выжившим в ужасном крушении поезда, и поднимает вопрос о том, что могло бы произойти, если бы супергерои действительно существовали. Под воздействием настойчивых убеждений коллекционера редких комиксов по имени Элайджа Прайс (Сэмюэл Л. Джексон), страдающего от повышенной хрупкости костей, Дэвид Данн обретает веру в то, что он действительно обладает суперсилой и невосприимчив к болезням и физическому воздействию. Помимо этого, он способен видеть или чувствовать злодеяния других людей просто коснувшись их. Когда Данн принимает эту новую реальность и начинает применять свои способности, он становится тайным воином-карателем, который спасает невинных и наказывает преступников. Он находит своё истинное призвание. В финальной сцене фильма Данн приходит к Прайсу, чтобы отблагодарить его, но в момент рукопожатия Данн, к своему ужасу, видит, что Прайс и был виновником крушения поезда, в котором выжил Данн, а также совершил другие террористические акты, унесшие жизни сотен людей, и всё ради того, чтобы найти Данна. Почему? Потому что если Данн неуязвим и супергерой, а Прайс – противоположность Данна, то Прайс, наконец, получит уверенность в том, кто есть он сам, а именно – суперзлодей Мистер Стекло.
Помимо профессионального и коммерческого успеха, фильм «Неуязвимый» оказался проницательным, провидческим и в чём-то даже жутким предвестником тенденций в современной культуре. Снятый за многие годы до триумфа супергероических картин по комиксам MARVEL и DC, этот фильм стал и остаётся ориентиром для поклонников комиксов по всему миру. По прошествии более чем десяти лет, после премьеры данной картины, к М. Найту Шьямалану регулярно поступал один и тот же вопрос от поклонников и журналистов, а именно не планирует ли он снимать сиквел. Он всегда отвергал такую возможность. И, в своей типичной манере, когда Шьямалан, наконец, решился на продолжение, он поступил так, как этого никто не ожидал.
В финальной сцене фильма «Сплит» показана закусочная в Филадельфии, где посетители смотрят выпуск новостей о том, что одна из похищенных девушек выжила, но что Крамбу удалось уйти от полиции. В какой-то момент камера выхватывает из множества посетителей профиль мужчины, и когда он поворачивается, мы узнаём в нём Дэвида Данна (Брюс Уиллис). Давние поклонники Шьямалана сразу начали сыпать догадками о возможном значении этой финальной сцены. Более юные фанаты поначалу были озадачены. «Некоторые подростки вообще не понимали, что это за старикан в закусочной?, — говорит Шьямалан, смеясь. — Но затем они пошли и посмотрели фильм «Неуязвимый» и влюбились в ту атмосферу, с которой всё это началось».
Шьямалан хотел создать трилогию, не похожую ни на что, созданное ранее. «Я хочу, чтобы каждый фильм был полноценным произведением по своей силе, своему повествованию и своей оригинальности, — говорит он. — Но художественная совокупность трилогии превосходит сумму эмоционального воздействия её частей. Эти три фильма родственны друг другу, как братья и сёстры». Продюсер Эшвин Раджан добавляет: «На это и была надежда. Это столкновение миров двух предыдущих картин. И для того, чтобы воплотить видение Найта, нужно было органично сплести два этих мира воедино, как с производственной, так и с сюжетной точки зрения».
Если в фильме «Неуязвимый» объектом интереса был человек, чьё скромное мнение на свой собственный счёт не давало ему увидеть его истинную силу, а в фильме «Сплит» рассматривалась смертоносная мощь чудовища, порождённого травмированным сознанием, то в фильме «Стекло» поднимается вопрос о природе самоидентичности: объективно ли мы являемся теми, кем себя ощущаем, или наш мозг способен формировать и в конечном счёте полностью определять нашу физическую реальность. Если человек уверовал в то, что он супергерой, становится ли он им, даже если эта вера является навязчивым состоянием или бредом? «Я интересовался психологией и психотерапией со времён обучения в колледже, так что эта тематика была очень органична для меня, — говорит Шьямалан. — Со временем мои исследования и сюжеты стали проникать друг в друга. Перед фильмом «Сплит», я читал о диссоциативном расстройстве личности и подумал: «О, а это может получиться очень занятно». Картина «Неуязвимый» начиналась точно также. Я порвал обе передние крестообразные связки в своих коленях, играя в баскетбол, и мне потребовалась длительная реабилитация, в процессе которой и зародился «Неуязвимый».
С первых кадров фильма «Стекло» мы узнаём, что за 16 лет, что прошли с момента событий картины «Неуязвимый», Дэвид Данн стал полноценным народным мстителем, известным как Надзиратель. Он всецело предан своему некогда обретённому призванию защищать жителей Филадельфии, в чём ему помогает его повзрослевший сын Джозеф (Спенсер Трит Кларк). Однако, Данн – неоднозначная фигура, и за ним охотится полиция. Секрет его успеха в том, чтобы действовать инкогнито и всегда быть на шаг впереди представителей закона. Тем временем, злонамеренные личности Крамба, именующие себя Ордой, похитили ещё четверых несовершеннолетних девушек, чтобы скормить их Зверю. Полиции не удаётся их найти. Данн должен отыскать Крамба, и как можно скорее.
Когда он обнаруживает его, между ними происходит эпическая схватка, в результате которой и Данн и Крамб оказываются захвачены и помещены в Психиатрическую Исследовательскую Клинику на принудительное лечение к доктору Элли Стэпл (Сара Полсон), специализирующейся на особом типе мании величия, а именно на людях, которые мнят себя персонажами комиксов. Стоит отметить, что под её надзором находится ещё один пациент, предположительно страдающий от того же расстройства, человек, который содержится в данной клинике уже 16 лет, — Элайджа Прайс. Прайс теперь не встаёт из инвалидного кресла и постоянно находится на сильных седативных препаратах, производя впечатление лишь тени себя прежнего.
По мере того, как три эти мужчины пытаются найти выход из сложившейся ситуации, они начинают получать разностороннюю помощь из внешнего мира от сына Данна Джозефа, матери Прайса (Шарлейн Вудард) и от Кейси Кук (Аня Тейлор-Джой), у которой сформировалась уникальная, почти спиритическая связь с Крамбом, её бывшим похитителем.
Для М. Найта Шьямалана объединение этих персонажей из фильмов, между которыми прошло 16 лет, стало полным сюрпризов в самых разных аспектах. «Я никогда не делал ничего подобного, — говорит он. — Так что в этом было нечто очень ностальгическое. Эти картины олицетворяют собой значимую часть моей карьеры, и я ощущал большую эмоциональную нагрузку и ответственность, понимая, что всё должно быть сделано правильно, — говорит он. — Зрители хотят посмотреть эту картину, потому что у них сформировалась связь с одним или обоими предыдущими фильмами, и это такие странные взаимоотношение с аудиторией, которых раньше у меня не было». Действительно, все его проекты являются оригинальными картинами. Он никогда ранее не снимал сиквел. «Обычно люди приходят на моё кино, потому что я рассказываю историю, которая кажется им интригующей, и о которой они мало что знают. Но на этот раз аудитория подготовлена. У неё есть ожидания. Это совершенно иной процесс, к которому я подошёл со всей серьёзностью».
В качестве бонуса, Шьямалану удалось инкорпорировать в фильм «Стекло» сцены, не вошедшие в картину «Неуязвимый», в виде воспоминаний Дэвида Данна и Джозефа. «Это было удивительно, потому что эти сцены, которые мы вырезали из фильма «Неуязвимый», навсегда засели у меня в голове, и я подумал, что я смогу использовать их в новой картине, если правильно вписать их в сюжетную линию, — говорит он. — Мы были очень рады возможности включить их в новое кино, и зрители не поверят тому, что увидят. В одной сцене будет мальчик, а уже в следующей он же, но в возрасте 25 лет, и без какой-либо графики. Это один и тот же человек. Такая же история с Брюсом Уиллисом. Увидеть, как человек буквально на глазах становится на 18 лет старше, — это производит мощный эффект».
«Это эпическое полотно. Всём есть острота и вдохновение», — говорит о сюжете фильма «Стекло» продюсер Раджан. «А масштаб картины поражает, — добавляет продюсер Марк Бьенсток. — «Сплит» был более камерным, там девушки содержались всего в нескольких комнатах, а в фильме «Стекло» появился простор. Размах увеличился, да и зрелищности существенно прибавилось».
Исполнительный продюсер Стивен Шнайдер говорит, что в итоге получился фильм, подобного которому ещё не было. «Каждая картина М. Найта Шьямалана уникальна, а в данном конкретном случае, — это комбинация разных жанров в одном гармоничном и целостном повествовании, — говорит Шнайдер. — Такого никто ещё не видел. И размах нереальный. Все покровы сняты, и ставки очень высоки, как для персонажей, так и для всего общества, учитывая возможные последствия».
Также, о силе Шьямалана как кинематографиста говорит тот факт, что все актёры из обоих фильмов согласились вернуться к своим ролям и сыграть в картине «Стекло». ««Неуязвимый» и «Сплит» были по сути деконструктивистским взглядом на фильмы о супергероях, — говорит МакЭвой. — «Сплит» вообще не воспринимался как фильм о супергерое или суперзлодее. Это было просто жуткое пугающее кино, зерно которого обнажилось лишь в самом конце намёком на сверхчеловеческие способности главного героя. И это здорово, потому что я участвую в супергероической франшизе «Люди Икс», и мне она очень нравится, но нельзя же постоянно рассказывать классические пафосные супергероические истории, правда? Нужно начинать помещать супергероев в разные обстоятельства и ситуации, и данная картина делает именно это».