Эмир Кустурица на сцене Театра Вахтангова

Трогательный, немного смешной и щемяще грустный спектакль «Сто бед». Вахтанговский театр может по праву гордиться своей новой постановкой, представленной 8 марта на Симоновской сцене.

photo_2025-03-12_18-44-14

Выступить в качестве режиссера пригласили Галину Зальцман, спектакли которой с успехом идут в Театре Наций, Современнике, Шаломе, РАМТ, а также в Санкт-Петербурге и других городах. Буквально осенью московским зрителям удалось оценить ее «Грозу», привезенную в рамках гастролей Омского драматического театра. В своей вахтанговской работе Зальцман является и автором сценической версии. Как поклонница творчества Эмира Кустурицы, прочитав книгу с его рассказами, она вдохновилась перенести их на театральные подмостки:

«Мне с юных лет нравятся фильмы Эмира Кустурицы. В них есть свобода,

умение смеяться в самых грустных местах и парадоксальное поведение людей,

что довольно часто встречается в реальной жизни: просто не все это

замечают. Кустурица создаёт новый мир в каждом своем фильме.

Больше всего мне нравится то, что Кустурица всегда рассказывает про

людей, он удивительно умеет видеть человека – такого человека, который

порой не знает «где его место в этой истории».

На мой взгляд, главное качество Кустурицы – умение смотреть на мир с

позиции любви. У него всегда есть герой, не похожий на стереотипного героя;

война, которая, прикидываясь балаганом, подбирается все ближе; и любовь,

которая всё победит».

Трудно отделить знаменитого сербского кинорежиссера от кино. И Зальцман помещает его в старый заброшенный кинотеатр в Белграде, где Кустурица когда-то познакомился с искусством и понял, что должен им заниматься. Он вспоминает жизнь в Югославии, подростковые переживания, первую любовь. В основу положены 3 рассказа: «Пупок – врата души», «Сто бед» и «Короче… сам знаешь…», поэтому пространство кинотеатра превращается то в подвал, где в огромном аквариуме живет карп, то в больницу, где лежит мать, то в железную дорогу, по рельсам которой мимо зрителя катятся герои. Один рассказ переливается в другой, связанные общей обыденной жизнью семей, стоящих на пороге войны 1999 года.

Для своей постановки режиссер пригласила совсем юных актеров, которым прекрасно удалось перевоплотиться в своих героев-сверстников, переживающих этап взросления. Образ же главного героя создал Евгений Кравченко, преобразившийся не только внешне и разговаривающий с характерным акцентом, но, кажется, и внутренне.

photo_2025-03-12_18-44-00

Совершенно органично в спектакль вплелись отрывки из фильмов на заднем плане, будь то любимый Эмиром фильм «Амаркорд» Феллини или панорама Белграда. Идет интересное смешение театра и кино. Даже можно сказать кино в театре. Ну, и нельзя не сказать о музыке, коей в постановке много, ведь Кустурица выступает в составе группы The No Smoking Orchestra. Артистам тоже пришлось научиться играть на музыкальных инструментах. Музыка из кинолент Кустурицы в их исполнении добавляет истории смысла и душевности.

И всё же этот спектакль про любовь. («Любовь всё победит, если её, в свою очередь, что-нибудь не победит») Поэтому после спектакля остается тепло в душе и хочется напевать ту самую музыку.

, , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *