Премьера спектакль «Заповедник»

Сергей довлатов

«ЗАПОВЕДНИК»

5, 6, 18, 30 декабря
      Режиссёр и автор инсценировки: Игорь Теплов
      Художник: Ольга Кузнецова
Видеохудожник: Илья Старилов
Художник по свету: Иван Виноградов
Хореограф: Дмитрий Бурукин
 В ролях: Павел Баршак/Владимир Жеребцов, Фёдор Левин/Кирилл Чернышенко, Анна Кармакова, Вероника Сафонова/Дарья Балабанова, Ирина Пулина, Наталья Рева-Рядинская, Екатерина Рогачкова, Владимир Майзингер, Артём Ешкин/Александр Кубанин, Константин Похмелов, Александр Анисимов, Алексей Рахманов, Иван Литвиненко, Сергей Миллер/Алексей Воропанов, Валерия Ёлкина, Екатерина Сибирякова, Юрий Румянцев/Олег Пышненко, Назар Сафонов, Марфа Литвиненко, Эльмира Мирэль, Антон Гращенков, Никита Пирожков, Марк Кондратьев, Олег Гребенщиков, Данила Казаков.

 

Писатель Борис Алиханов приезжает на лето в музей-заповедник Пушкина «Михайловское» подработать экскурсоводом. В этом странном, полусказочном мире живут причудливые персонажи и царит культ «солнца русской поэзии». Алиханов ищет выход из семейного и творческого кризиса, когда жена сообщает ему о решении эмигрировать…

 

«Заповедник», написанный в 1978, в последний год жизни Довлатова в Ленинграде, основан на личном опыте писателя. Опубликовать повесть удалось в 1983 в ньюйоркском эмигрантском издательстве «Эрмитаж». В СССР «Заповедник» вышел в 1990 году, практически сразу после смерти автора: это была первая книга Довлатова, опубликованная на родине.

 

Игорь Теплов, автор инсценировки, режиссёр:

Наш «Заповедник» – прежде всего человеческая история. Время действия, этническая принадлежность героев, конкретный политический контекст — вторичны.

В центре спектакля — писатель, оказавшийся ненужным «системе», в которой реальность подменяется заезженными лозунгами, культура — культом, а абсурд становится нормой. И главный герой, и все окружающие его персонажи — непринятые и непонятые, чудаковатые и трогательные аутсайдеры — заслуживают не снисхождения, а внимания и неравнодушия.

Мы делаем спектакль о любви: к женщине, к профессии, к своей стране, к родному языку. Только по-настоящему любя человека можно увидеть в нём столько смешного и нелепого, сколько находит в своих героях Довлатов.

 

Сергей Донатович Довлатов родился 3 сентября 1941 года в Уфе, куда эвакуировалась его семья. В 1944 году Довлатовы вернулись в Ленинград. Сергей Донатович поступил на филологический факультет Ленинградского университета, но за неуспеваемость был отчислен со второго курса. Три года служил в армии, в системе охраны исправительно-трудовых лагерей. Писал заметки для нескольких ленинградских газет, работал литературным секретарём писательницы Веры Пановой. Попытки напечататься в официальных советских изданиях оканчивались неудачей (были опубликованы лишь одна повесть, один рассказ и несколько рецензий).

 

В 1972—1975 годах работал корреспондентом таллиннских газет. Набор его первой книги «Пять углов» был уничтожен по указанию КГБ.

 

В конце 1960-х годов рассказы Довлатова начали публиковать в самиздате, в 1976 году несколько его текстов были напечатаны в эмигрантских журналах. Писателя исключили из Союза журналистов СССР.

 

Жена и дочь Довлатова эмигрировали в феврале 1978, сам писатель уехал из СССР в конце августа 1978 года, вместе с матерью. В США он издавал газету «Новый американец», два года проработав её главным редактором. Через несколько лет его рассказы появились в престижном журнале «The New Yorker». Всего за двенадцать лет жизни в США были изданы двенадцать книг писателя.

 

Эмиграция из СССР весьма условно делится на четыре потока: политический, экономический (бытовой), художественный и, так сказать, авантюрный. Я, видимо, принадлежу к художественному потоку. Я не был диссидентом, не участвовал в политической борьбе, я всего лишь писал рассказы, которые никто не хотел печатать. Таким образом, мои претензии к советской власти — мрачной, каверзной, бесформенной и обидчивой — следует считать эстетическими. Уехал я для того, чтобы заниматься литературой без опасений за себя и свою семью.

Сергей Довлатов, 1984

 заповедник

 

,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *