В последнее время все актуальнее становится формат иммерсивного театра, когда зрители превращаются из сторонних наблюдателей в непосредственных участников процесса, в данном случае процесса судебного, в который предлагают «окунуться» прямо с головой создатели спектакля «Семейный суд». А по-другому реагировать и не получится, ведь проблемы взаимоотношений в семье в той или иной мере близки каждому.

Примерить на себя роль присяжного заседателя предлагает Лаборатория Иммерсивного Театра «ЛИТ’LAB», основанная выпускниками актерско-режиссерской мастерской Андрея Сергеевича Кончаловского (ГИТИС). Авторами идеи и постановки необычного спектакля стали молодые режиссеры Иван Рубцов и Кирилл Крутько.
Несомненным плюсом является выбор пространства: это историческое здание XVIII века, расположенное у Курского вокзала — дом В.Б. Толстого-Борисовских. По легенде с его балкона Наполеон смотрел в 1812 году на горящую Москву. С 2010 года здесь находится ДК «Гайдаровец». В процессе спектакля и после него можно побродить по старинному особняку, полюбоваться его залами, убранством и великолепной лестницей. С нее, кстати, всё начинается, на ней же и заканчивается. Здесь многочисленная семья Ивановых-Смирновых в полном составе приветствует всех пришедших. Когда-то давно их предок создал «Семейный кодекс», по законам которого и живут все члены этой семьи. В случае нарушений, они могут обратиться в семейный суд, где сами выступают обвинителями, защитой, подсудимыми, а вот на роль присяжных приглашаются зрители спектакля, которые выносят свой приговор. Дел несколько, поэтому при входе каждый выбирает для себя одно из четырех, которое хочет прослушать. Затем в процессе есть возможность поучаствовать еще в одном. А третье, общее для всех, как раз проводится на лестнице. Таким образом, за одно посещение доступно три дела, а значит есть возможность прийти в следующий раз на другие. Все они объединены темой взаимоотношений в семье: отец против ворующего сына, свекровь против невестки, зять против тещи.

Темы взяты совсем не абстрактные, а очень жизненные и понятные, поэтому и вызывающие отклик у присяжных. Обсуждение идет очень живо, ведь каждый примеряет ситуацию на себя, проецируя на свою семью. Поэтому и мнения высказываются прямо противоположные. Только в результате всем надо прийти к общему решению и вынести обвинительный или оправдательный приговор, или приговор со смягчением, но он может вступить в силу лишь в том случае, когда за него проголосуют единогласно. Незнакомым людям, собравшимся в зале и впервые видящим друг друга приходится научиться слушать друг друга.
Несмотря на актуальность тем, они бы не «зажгли» так зрителей, если бы не виртуозная игра актеров. Молодые звезды ведущих театров Москвы: МХТ, Моссовета, Бронной, Et Сetera, Ермоловой и др., они и здесь мастерски перевоплотились в своих героев, играя и бабушек-дедушек, и маленьких детей. К тому же на ходу импровизируя, ведь действо происходит в диалоге со зрителями, когда надо отвечать на вопросы и реплики присяжных, не выходя из образа. Отдельное браво совершенно потрясающей бабушке по папиной линии и дедушке по маминой (Кирилл Крутько).

Спектакль оставил прекрасные впечатления, ведь, кроме развлекательного характера, зрители мягко и ненавязчиво получили возможность посмотреть на некоторые проблемы со стороны и может быть решить свои или избежать их в дальнейшем.