Выставка «Константин Кузнецов. Париж, Бретань, Нормандия»

В Третьяковской галерее откроется выставка «Константин Кузнецов. Париж, Бретань, Нормандия» — первая масштабная экспозиция художника в России

2 февраля 2021 года в Государственной Третьяковской галерее (Инженерный корпус, Лаврушинский переулок, 12) состоится вернисаж выставки «Константин Кузнецов. Париж, Бретань, Нормандия»

Экспозиция Константина Кузнецова (1863–1936) в Государственной Третьяковской галерее — это подлинная выставка-открытие, возможность впервые представить наследие художника российскому зрителю.
Константин Кузнецов – русский мастер, сформировавшийся в Париже, последний рыцарь импрессионизма, как называли его французские критики. Единственный из русских живописцев, столь органично влившийся в традицию французского импрессионизма и постимпрессионизма.
Константин Кузнецов происходил из богатой купеческой семьи Нижегородской губернии. С 1900 года он жил в Париже, где стал постоянным участником прославленных салонов: Национального общества изящных искусств, Осеннего салона и Салона независимых. Его картины выставлялись на отечественных и зарубежных экспозициях наряду с произведениями Анри Матисса, Виктора Борисова-Мусатова, Василия Кандинского, Михаила Ларионова, Пьера Боннара, Мориса Дени. Кузнецов получил художественное образование в частной академии Фернана Кормона и добился признания в России и Франции. Ряд произведений Кузнецова хранится в собраниях Музея Орсе и Музея Карнавале в Париже, Музея изящных искусств Понт-Авена, Музея Эжена Будена в Онфлере, Музея изящных искусств Кемпера, Художественного музея Гааги, Государственного Русского музея.
Выставку в Государственной Третьяковской галерее удалось собрать благодаря необычной судьбе художника. Переехав во Францию, Кузнецов долгое время располагал средствами, которые позволяли ему не продавать работы. Он предпочитал не сотрудничать с галеристами и, по воспоминаниям дочери, даже отказался заключить контракт с прославленным Амбруазом Волларом. Когда Константин Павлович в 1936 году ушел из жизни, почти все его полотна сохранились в парижской мастерской на улице Буассонад. Они пролежали более 100 лет в ожидании своего часа, бережно передаваемые из поколения в поколение его потомками. Работы хранились на антресолях, свернутые в рулоны и одетые на ветхие подрамники. Несколько лет назад российские специалисты, проводили архивное и искусствоведческое исследование и познакомились с правнучками художника. В их апартаментах они обнаружили масштабное собрание работ Кузнецова, которое и будет показано на выставке в Третьяковской галерее. Русский зритель впервые увидит картины Кузнецова: ведь в последний раз его произведения были показаны в Москве в 1909 году.
В названии выставки «Константин Кузнецов. Париж, Бретань, Нормандия» обозначены три главных региона, где работал художник.
Разделы экспозиции организовали по географическому и хронологическому принципу: «Раннее творчество. Конкарно», «Парижские пригороды», «Бретань и Нормандия», «Париж», «Семья. История наследия».
Также отдельный зал будет посвящен работе Кузнецова на острове Бель-Иль. Это уникальное место во Франции, где работали Клод Моне, Анри Матисс, Френсис Обюртен, Максим Мофра, Джон Расселл. Константин Кузнецов – единственный из русских художников, писавший на Бель-Иле. Он побывал здесь дважды: в 1913 (еще молодым художником) и в 1923 году (зрелым мастером). Во время второго визита на Бель-Иль Кузнецов почувствовал в себе силы амахнуться на сюжет «Скалы Порт-Котона», известный по творчеству Клода Моне. Однако в своей картине он расставляет акценты по-иному, со свободой мастера XX века и присущей ему эмоциональностью. В зале будут представлены полотна из собрания правнучек Кузнецова во Франции, они являются одними из самых дорогих сердцу его потомков сегодня.
Малый зал будет посвящен теме «Семья. История наследия». Это рассказ о семье Константина Кузнецова, о ее героях, которые сыграли важную роль в сохранении наследия художника. В зале экспонируется ширма, расписанная самим Кузнецовым и украшавшая его апартаменты на бульваре Монпарнас.
Выставка продлится до 14 марта 2021 года.

В вернисаже примут участие: Генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, кураторы: Наталия Александрова, Татьяна Юдкевич (Третьяковская галерея), Константин Ещеркин, Екатерина Усова (Фонд К. Кузнецова), представители Посольства Франции в РФ
Дата вернисажа: 2 февраля 2021 года
Сбор и регистрация СМИ – 11:30
Пресс-показ — 12:00
Адрес: Государственная Третьяковская галерея (Инженерный корпус, Лаврушинский переулок, 12)
Партнеры выставки: Фонд содействия сохранению творческого наследия художника Константина Павловича Кузнецова, ГМВЦ «РОСИЗО», Французский институт при посольстве Франции в России.
О Фонде содействия сохранению творческого наследия художника Константина Павловича Кузнецова: На протяжение нескольких лет фонд ведет научную, реставрационную, просветительскую работу, занимается сохранением и восстановлением произведений Константина Кузнецова. Длительная работа в архивах России и Франции, а также архиве потомков мастера позволила собрать и осмыслить материалы о художнике, составить подробное представление о его жизни и творчестве. В 2018 году издана первая монографию о художнике в России: «Константин Кузнецов: русский, который один из нас» Фондом также оцифрован архив – картотека произведений, составленная внучкой Кузнецова Моник Вивье-Брантом, которая позволила с уверенностью датировать большинство произведений художника. Благодаря работе Фонда, в Россию вернулась большая часть творческого наследия Кузнецова: около 300 картин, 100 графических работ и архив.

Историческая справка:

Выходец из богатой нижегородской купеческой семьи, Константин Кузнецов в 30 лет решил, что будет художником. В 1896-м он уехал в Париж и на Родину больше не вернулся, хотя до конца не менял гражданства. После переезда во Францию в 1900-е Кузнецов писал в окрестностях Парижа: Сель Сен Клу, Сен-Жермен, Буа-Ле-Руа. В эти годы он пережил сильное увлечение импрессионизмом, от которого в его творчестве остались пленэризм, спонтанность, чувственность восприятия, стремление к передаче неповторимости момента.

1900-е – 1910-е стали счастливым временем для художника: он обрел свою натуру. Бретань и Нормандия – два географических региона на карте Франции, которые вдохновляли мастера. С 1906 года он ездил на пленер регулярно: Сен-Люнер, Валь-Андре, Пленёф, Биник, Керфани, в каждом городе художник останавливался по нескольку месяцев, и работал на натуре. С 1914 по 1918 семья жила безвыездно в Валь-Андре. Кузнецов предпочитал работать на северном побережье, которое еще не было облюбовано художниками. Он также работал в Нормандии: в 1910 году в Этрета, в 1924 году в Пурвиле. Влажный климат и особый серебристый свет Бретани и Нормандии были созвучны его видению как импрессиониста, а мощная сила и свобода открытых пространств восхищали его. В этот период он выкристаллизовал свой стиль, переработав опыт импрессионизма и современных ему художественных направлений.

С 1902 по 1936 годы Константин Кузнецов был постоянным участником парижских выставок: Салона Национального общества изящных искусств, Осеннего салона, салона Независимых. Помимо этого, он выставлял работы в Руане, Генте, Мюнхене, Питтсбурге. С 1903 до 1909 годы Кузнецов присылал картины на выставки Московского товарищества художников. Его воспринимали в России как европейского мастера: Бенуа в 1905-м именовал его «парижским Кузнецовым», сравнивая его произведения с мастерами группы Дюран-Рюэля, прежде всего с Моне и Сислеем.

Благополучное до 1917 года финансовое состояние позволило Кузнецову не думать о продаже своих работ. По свидетельству художника Андре Маршана, он отказал самому Амбруазу Воллару, писал по велению души и исключительно для себя. Это определило важное качество его творчества – внутреннюю свободу. «Очевидно, что в живописи он следует за движениями своей души. Его кисть воплощает его внутреннее видение мира, он выражает импульсы своего сердца, которые возникают от восприятия природы в конкретный час в конкретную погоду» — писал о нем Андре Маршан. Именно благодаря принципиальному отказу от продажи полотна Кузнецова остались после смерти художника в его мастерской и дошли до нас в виде целостной коллекции.

После 1918 года семейные предприятия Кузнецовых в Нижнем Новгороде были конфискованы, связь с родственниками потеряна. Еще в 1916 году Константин Кузнецов пожертвовал остававшиеся у него капиталы на содержание российской армии. После революции он отказался сдать паспорт гражданина Российской империи, предпочел остаться фактически человеком без гражданства. С начала 1920-х годов он был вынужден существенно сократить поездки на пленэр и работал преимущественно в Париже. Париж – лейтмотив творчества художника с начала 1920-х. К изображению города Кузнецов приступил в 59 лет, спустя почти три десятилетия с тех пор, как впервые увидел его. Он находит собственное видение города: Париж на его полотнах кажется вечным, вневременным. Художник исключает детали, которые могли бы указать на конкретность часа дня, сезона, эпоху, освобождает урбанистический пейзаж от жанровых элементов – толпы, пешеходов, автомобилей. Он работает преимущественно на набережных, откуда открываются виды на остров Сите и собор Нотр-Дам, на мосты, перекинутые через реку.
Жизненные перипетии открыли для мастера выразительность драматизма и диссонансов. Со второй половины 1920-х гг. в творчестве Кузнецова все более проявляются экспрессионистические черты. Художник доводит до остроты эмоциональность, выбирает диссонансные цвета, пишет резкими ударами кисти, сгущает настроения тревожности и беспокойства. Он приходит к тому, что можно было бы назвать вариантом экспрессионизма в живописи.
Кузнецов скончался в 1936 году и был похоронен на кладбище Монпарнас в Париже. В 1937 году состоялась его посмертная выставка на Осеннем салоне. «Он привнес в импрессионизм, от которого отталкивался, личностную поэзию и превратил свой реализм в мощный лиризм», – написала о нем в этом же году хранитель музея Лувра Мишель Флорисоон.
Константин Кузнецов на протяжении всего творческого пути вдохновлялся французским импрессионизмом. Его можно было назвать, как это и делала пресса, последним рыцарем импрессионизма. «Кузнецов – это старый борец, который не слагает своего оружия и держит крепко, высоко подняв голову, до конца, знамя импрессионизма», — писал критик Франсуа Тьеюо Сиссон, известный интервьюер Клода Моне. Художник остался верен направлению до 1936 года, даже в те десятилетия, когда повсеместно распространился модернизм. Кроме того, он учитывал и перерабатывал опыт сезаннизма, символизма, фовизма. Уникальность момента визуального впечатления мастер заменял на уникальность эмоционального переживания. Его живопись отражала феномен того, что сегодня принято называть «здесь и сейчас». Определяющей чертой его собственного почерка стала его страстность, корни которую французские критики видели в его славянском темпераменте. И хотя источником вдохновения для художника были ландшафты Франции, в его полотнах продолжала жить русская традиция пейзажа. Как истинно русский, Кузнецов любил природу, переживая единение с нею. Он воспевал величие природы с остротой и пронзительностью чувств, которые и сегодня не оставляют зрителя равнодушным.

1 (1)

, ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *