Душа и сила Китая на кончике кисти.
20-22 сентября в Москве в КВЦ «Сокольники» состоялась выставка «Великая китайская каллиграфия и живопись». Она включена в официальные мероприятия, проводимые по случаю 70-летия установления дипломатических отношений между Китаем и Россией. «Удивляет не только масштаб, но и многообразие стилей каллиграфии и живописи. Иероглиф передает и философию, и менталитет, и культуру китайской цивилизации», – отметил Полномочный и Чрезвычайный посол КНР в РФ Чжан Ханьхуэй при посещении выставки.
Все дни выставки было многолюдно. Посетители смогли освоить некоторые тонкости искусства каллиграфии на мастер-классах известных китайских каллиграфов, приобщиться к традициям и музыке древнего Китая, послушать лекции, поучаствовать в чайных церемониях.
Отбором полотен занимался экспертный совет во главе с председателем ассоциации каллиграфов «Жесткие перья», господином Чжан Хуацином. Москвичи и гости столицы могли увидеть лучшие произведения, выполненные почерками чжуаньшу, лишу, кайшу, синшу и цаошу. Это пять наиболее известных стилей китайской каллиграфии. А также познакомиться с шедеврами традиционной китайской живописи, написанными в стилях гунби и сеи.
Мало кто знает, но китайская древняя письменность начиналась, как и на Руси – шнуры с узелками – комбинация целых и прерывистых линий. Письмо, как каллиграфия, пришло позже. Первые иероглифы выбивали на панцирях черепах острыми камнями (стиль чжуаньшу). Сила образа находит завершение в иероглифе, отливается в изящное, красивое, и если она возникла и проявилась, ее невозможно остановить. Именно эту силу могли ощутить посетители выставки «Великая китайская каллиграфия и живопись», организованной Современным музеем каллиграфии, Национальным союзом каллиграфов России и Музейно-просветительским центром «Сокольники».
На выставке было представлено порядка 400 работ более 200 ведущих современных каллиграфов и художников Китая, представляющих все провинции Поднебесной, включая Тайвань, Гонконг и Макао. Была и монгольская каллиграфия.
По словам автора проекта Алексея Юрьевича Шабурова, директора Современного музея каллиграфии, такая выставка проводится за пределами Китая впервые. «Чтобы три ведущие каллиграфические ассоциации и ведущие художники Китая собрались в одном месте, такого еще не было не только в России, но и в мире». Алексей Юрьевич лично знакомил гостей с каллиграфическими шедеврами великих мастеров.
Выставка прошла при поддержке Министерства культуры РФ, Министерства иностранных дел РФ, Комитет Государственной Думы РФ по образованию и науке, Комитета Государственной Думы РФ по культуре, Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по международным делам, посольства КНР в РФ и Китайского культурного центра в Москве, Национального союза каллиграфов России, Каллиграфической ассоциации «Жесткие перья», Института современной каллиграфии им. Чжан Хая, Всекитайской ассоциации каллиграфов.
После окончания экскурсии по выставке Полномочный и Чрезвычайный посол КНР в РФ Чжан Ханьхуэй прошел на Кубок Посла Китая по вейци (Го) в соседний выставочный павильон. Оказывается, он тоже знаток этой древней китайской игры. История этого Кубка началась в 1997 году, но по разным причинам с 2005 по 2018 годы Кубок не проводился. А за это время в России выросло много игроков вейци (Го). Родители передали своим детям любовь к стратегической игре. Выросла российская федерация Го. В 2020 году в России впервые пройдет Чемпионат мира по Го в городе Владивосток. Проведение соревнований по Го, в том числе международных в Москве и других городах России это шаг к мировому первенству. И это большие шаги к дружеским отношениям среди спортсменов России и Китая. В рамках Кубка была проведена встреча и знакомство российских и китайских журналистов.
Посол лично поздравил победителей. Первое место у Kim Youngsam (Ю.Корея), второе завовевал Илья Шикшин (Россия), бронза у Матеуша Сурмы (Польша). Отдельные категории и награды у женщин, детей до 9, до 12 и до 16 лет.