II Московский фестиваль фортепианной музыки имени Эмиля Гилельса

Институт СТЭИ, Московская Библиотека-читальня им. И.С. Тургенева и Фонд содействия сохранению творческого наследия Эмиля Гилельса при поддержке Президентского фонда культурных инициатив представляют II Московский фестиваль фортепианной музыки имени Эмиля Гилельса «Неповторимый Эмиль Гилельс — великий пианист и посол российской культуры». Фестиваль пройдет с 14 по 19 октября 2022 года в онлайн и офлайн формате. Фестиваль начнет свою работу в День памяти великого артиста, а завершит в День его рождения.

Название фестиваля далеко не случайно. Эмиль Григорьевич Гилельс (1916—1985) — один из величайших артистов XX века, один из первых советских музыкантов, чье творчество нашло широкое признание миллионов в Европе, в затем и во всем мире. Прошедшие с момента кончины Э.Г. Гилельса десятилетия прояснили подлинный масштаб этой фигуры, выходящий за пределы фортепианного и, шире, — музыкального искусства. Гилельс был настоящим послом своей страны, важнейшим фактором культурной дипломатии. Человек редкого благородства и достоинства, он общался и с так называемыми «простыми слушателями» (многие из них полюбили классическую музыку именно на его концертах), и с монархами, президентами, великими общественными деятелями. Среди собеседников Гилельса были Папа Римский Павел VI, Королева Бельгии Елизавета Баварская и Король Норвегии Улаф V, генеральные секретари Организации Объединенных Наций Даг Хаммершёльд и У Тан и многие другие. Следы этого общения сохранило эпистолярное наследие артиста.

Мероприятия направлены на продвижение традиций, творчества и фундаментальной академической российской музыкальной культуры, являющейся основой «мягкой силы» и одним из тех немногих универсальных языков, на которых говорят все и везде, люди любых убеждений и взглядов. Кроме того, одна из задач фестиваля – поддержка артистов и культурных институтов, ставших объектами санкционного давления.

Архивные документы и материалы, предоставленные семьей Э.Г. Гилельса, станут основой уникальной выставки, которая откроется 14 октября 2022 года в залах отдела нотных изданий и звукозаписей Российской государственной библиотеки (Дом Пашкова) «Э. Гилельс – великий пианист в мемориальных документах». Куратор выставки — президент Фонда содействия сохранению творческого наследия Эмиля Гилельса Кирилл Гилельс. Все экспонаты будут представлены публике впервые. Контрапунктом к открытию выставки станет небольшой концерт и демонстрация документального фильма о музыканте «Мелодия длиною в жизнь…».

В экспозиционных полиграфических витринах Московской Библиотеки-читальни им.   И.С. Тургенева и её залах организаторы Проекта представят две выставки. Первая — «Эмиль Гилельс – великий пианист и  посол российской культуры», акцентирующая внимание зрителя на дипломатической роли пианиста и его значении для мировой музыкальной культуры. Посетители увидят мемориальные документы, материалы, общественные награды, свидетельствующие о международном интересе и признании как Гилельса, так и искусства нашего Отечества, и вторая выставка — «Неповторимый Э.Гилельс», где можно будет увидеть программы, афиши концертов Гилельса, иные аутентичные материалы.

В Библиотеке-культурном центре им. В.А. Волошина Объединения культурных центров ЦАО будет показана выставка «Эмиль Гилельс –легенда мировой культуры». Здесь будут представлены фотодокументы, на которых Э.Гилельс в окружении великих пианистов, лидеров мировой культуры и политики.

Структура фестиваля — впечатляющая пирамида событий. Ее вершиной станут концерты в залах Московской консерватории. Это концерт-открытие 14 октября с участием победителей прошедшего в июне 2022 года Первого Международного конкурса пианистов, композиторов и дирижеров имени С.В. Рахманинова, и концерт молодых исполнителей 15 октября в Рахманиновском зале, программа в Большом зале «Любимые фортепианные концерты Эмиля Гилельса», в том числе Концерт Моцарта в исполнении Александра Гиндина и Екатерины Мечетиной — 16 октября, а также два концерта с программой из произведений Ф. Шопена в Малом зале 17 октября, вечер русских фортепианных сонат в исполнении Владимира Овчинникова 18 октября в Малом зале Консерватории.

В целом, программа фестиваля включает в себя около 78 событий, которые пройдут на 41 площадке: это концерты фортепианной музыки (соло, дуэты, камерные ансамбли), выставки, кинопоказы, литературно-музыкальные композиции, смотры юных исполнителей, интерактивные концерты-беседы. Весьма разнообразны и локации: академические концертные залы, музеи, театры, крупнейшие культурные центры, федеральные и городские библиотеки, детские музыкальные школы Москвы и Подмосковья.

Вполне естественно, что центральными фигурами фестиваля станут именно пианисты; они представляют несколько поколений отечественной фортепианной школы — от мэтров до звезд XXI века. Помимо названных артистов, список пианистов включает такие имена, как Вадим Руденко, Алексей Набиулин, Яков Кацнельсон, Михаил Турпанов, Сергей Соболев, Филипп Копачевский, Андрей Диев, Александр Ключко, Иван Бессонов, Павел Домбровский, Ева Геворгян и другие. В камерных программах участвуют такие выдающиеся артисты, как виолончелист Борис Андрианов, скрипач Гайк Казазян.

Свойственная Э.Г. Гилельсу широта репертуарных интересов стала импульсом к формированию предельно разнообразной репертуарной палитры нынешнего фестиваля — от барокко до наших дней. У музыкальных гурманов есть весьма заманчивая возможность насладиться эксклюзивной программой «Музыкальные редкости, или Одной левой» (Андрей Стукалов) или, например, встретиться с Заслуженным деятелем искусств Всеволодом Задерацким, аудиоколлекционером, собирателем звуко- и видеозаписей с Э.Г. Гилельсом Андреем Мирошниковым, музыковедами Михаилом Сегельманом, Эльвирой Камаловой, Юлией Казанцевой.

 

Полная программа фестиваля на сайте ГИЛЕЛЬС.РФ

 

Художественный руководитель фестиваля — вице-президент Общества Фридерика Шопена в Москве, заслуженный деятель искусств РФ Михаил Александров.

Председатель Оргкомитета — директор Библиотеки-читальни имени И.С. Тургенева, заслуженный работник культуры РФ Ромуальд Крылов-Иодко.

Сопредседатель Оргкомитета — директор Института СТЭИ Вадим Петров.

 

ЦИТАТЫ:

 

Инна Святенко – Сенатор Российской Федерации, Председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике

От всего сердца приветствую участников фестиваля, посвященного имени и памяти великого пианиста. Эмиль Гилельс – подлинно историческая фигура, с именем которого связаны наши представления о культурном облике времени середины ХХ века. Один из самых ярких представителей отечественной фортепианной школы, Гилельс является одной из вершин мирового пианистического искусства и одновременно — артистом, деятельность которого была служила культурной дипломатии высшего порядка. Программа фестиваля объединила целый отряд наших именитых и молодых исполнителей, создала уникальное пространство для коммуникации и музыкального просветительства. Разнообразная палитра событий фестиваля – залог его востребованности и открытости для самых разных поколений ценителей прекрасного, залог расширения аудитории любителей академической музыки. Желаю самого успешного воплощения творческих замыслов всем, кто участвует в программах фестиваля, а зрителям – незабываемых встреч с высоким искусством.

 

Вадим Петров — Сопредседатель Оргкомитета, директор Института СТЭИ

Творчество Эмиля Гилельса и пример его жизни, его гражданского служения нашей Родине должны передаваться новым поколениям слушателей. Главная задача фестиваля – поддержать традиции, творчество и фундаментальную академическую музыкальную культуру. Она сильно страдает от «санкций». И она является фундаментом всего, от русского мира до дипломатии. Именно с помощью музыки налаживаются связи. Музыка, в особенности, музыка классическая, является основой «мягкой силы». Более того, именно музыка (вместе с математикой) является одним из тех немногих универсальных языков, на которых говорят все и везде, люди любых убеждений, взглядов, культур. В некотором смысле Эмиль Гилельс, задолго до нынешней ситуации, проявил «антисанкционную», межкультурную, дипломатическую позицию еще в 1958 году. Он возглавлял жюри Международного конкурса имени П.И. Чайковского (событие уровня чемпионата мира по футболу в мире музыки) и, несмотря на обстановку в разгар Холодной войны, присудил первую премию американскому пианисту Ван Клиберну, подчеркнув тем самым, что музыка и исполнители не должны страдать политики и конфликтов. Среди задач фестиваля не только пропаганда музыки как таковой, которая благотворно отражается на развитии человека, но и для пропаганды российского искусства в целом. Особенность нашего Фестиваля — мы говорим не только о музыке, мы говорим и о великих людях. Фестиваль поможет узнать и понять то великое время, в которое жил и творил выдающийся артист, познакомиться с его исполнительским искусством и кругом его общения на самом высоком международном уровне. Ну и, конечно, не можем не обратиться к словам нашего лидера – Президента Российской Федерации В.В. Путина, о том что «успехи нашей страны в сфере культуры — это не менее важно, чем конкурентоспособность России в точных науках». Музыкальные открытия, ведущие пианисты и особо одаренные учащиеся ждут гостей фестиваля на более сорока концертных и лекционных площадок, включая залы Московской Консерватории!

Кирилл Гилельс – внук Э.Гилельса, Президент фонда содействия сохранению творческого наследия Эмиля Гилельса

В этом году, наш проект получил поддержку президентского Фонда культурных инициатив, что позволило расширить программы, включив в орбиту Фестиваля исторические залы Московской консерватории. Маститые артисты и начинающие свой путь дарования, студенты и профессура, народные артисты и школьники – всех их объединяет Музыка, которая служит преодолению разобщенности – язык Музыки понятен в любом уголке нашей планеты. Музыкальная дипломатия – это не про оружие. Это – содействие делу мира и взаимопонимания между континентами, народами, государствами. Но и не только. Атмосфера согласия требуется и нашему обществу. Дипломатия – есть часть устройства любого места, где есть более одного человека. И это также искусство.

 

Ромуальд Крылов-Иодко — Председатель Оргкомитета, Директор Московской государственной Библиотеки-читальни им. И.С. Тургенева, Заслуженный работник культуры РФ

Каждая страна имеет своих героев, гениев и это ее национальное богатство, доказывающее всей нации и другим народам, что данная страна имеет высокий потенциал Духа. Россия богата такими примерами, и Эмиль Гилельс входит в череду величайших людей – гениев всех времен и народов, наравне с В.Горовицем, А.Рубинштейном, Г. фон Караяном, Е.Мравинским, К.Бёмом и др.Трудно ранжировать кто более велик и чьи заслуги значимее. Каждый из них привнес в этот мир свою великую гармонию, сделав его лучше, ярче и добрее.Фестиваль фортепьянной музыки «Неповторимый Э.Гилельс» появился из-за потребности людей не только отдать дань своему герою, но и для создания возможности сегодняшнему зрителю прочувствовать/услышать Гилельсовский камертон.Я благодарен более 60 организациям, принявшим участие в фестивале в качестве партнеров или соорганизаторов. Все это говорит о большом значении для людей искусства Э.Гилельса, не оставляющего их безответными в стремлении прикоснуться к его высочайшему художественному Откровению.

 

Михаил Воскресенский — Президент Международного Скрябинского общества, Народный артист РСФСР

Эмиль Григорьевич был одним из самых лучших музыкантов не только в ХХ веке, но и за всю историю пианизма. Я не побоюсь сравнить его с Ференцом Листом и Антоном Рубинштейном. Мне посчастливилось быть другом Эмиля Григорьевича, несмотря на большую разницу в возрасте и та деликатность и внимание, с которыми он обращался со мной, говорят о его необычайно высоком достоинстве как человека, как личности. Его строгое отношение к профессии пианиста, его невероятное трудолюбие в течение всей жизни являются эталоном для тех, кто хочет самозабвенно посвятить себя концертной деятельности. Для меня лично он всегда был примером в том, как нужно проникать в сущность исполнения произведения, воплощать и вынашивать до совершенства свои идеи и быть Артистом с самой большой буквы!

 

Михаил Александров — Художественный руководитель фестиваля, вице-президент Общества Фридерика Шопена в Москве, заслуженный деятель искусств РФ

Пианистическое искусство Эмиля Григорьевича Гилельса — уникальное явление в истории мирового музыкального исполнительства. Данное свыше Божественное предназначение позволило ему стать не просто выдающимся мастером игры на рояле, но и войти в когорту великих творцов ХХ века. Он обрёл многочисленных поклонников и почитателей своего таланта во всех уголках земного шара, а сильные мира сего — короли и монархи, президенты и политические лидеры считали за честь приглашать и принимать его, общаться с ним, отчётливо понимая исполинский масштаб его личности и феномен художественного дарования… Но главное — это признание его искусства коллегами — величайшими музыкантами, такими как Артур Рубинштейн, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Владимир Горовиц, Леонард Бернстайн, Юджин Орманди, Герберт фон Караян и многими другими. Совершенно поразительным является тот факт, что после триумфальной победы на Международном конкурсе пианистов имени Королевы Елизаветы в Брюсселе в 1938 году имя Эмиля Гилельса стало известно Сергею Васильевичу Рахманинову, который очень заинтересовался молодым пианистом и не упускал случая следить за его концертной деятельностью. Итогом этого стала передача Рахманиновым Гилельсу медали с профилем Антона Рубинштейна и надписью «Кто его заменит», а также диплома «Эмилю Гилельсу» с автографом Сергея Васильевича. И это было историческим событием… Гилельс ощутимо раздвинул и расширил горизонты возможного игры на фортепиано и задал ориентиры её развития на многие годы вперёд. Концертная и педагогическая деятельность Эмиля Григорьевича длилась почти 40 лет, и все пианисты, чье творческое становление происходило параллельно в это же время, были естественно подвержены огромному влиянию его искусства. Особого внимания заслуживают гилельсовские интерпретации, в которых, при кажущейся простоте и естественности выражения музыкальной мысли, всегда присутствовало проникновение в глубину содержания, наличие индивидуального творческого знака в исполнении. Всё это сочеталось с блестящей и даже фантастической техникой звукоизвлечения, а также феноменальной виртуозностью. Магическое воздействие на слушателя оказывали невероятная энергетика и сила убеждения, заложенные в основу интерпретации, внутреннее достоинство и благородство, безупречный вкус… Гилельса можно смело называть иконой стиля своего времени, а его преданность и честность в профессии являются образцом служения прекраснейшему из искусств, имя которому Музыка.

afisha

, ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *