КРЕЩЕНСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ В НОВОЙ ОПЕРЕ – 2024

Традиционный Крещенский фестиваль в Новой Опере, посвященный памяти основателя театра Евгения Владимировича Колобова, начнется 19 января, в день его рождения, и продлится до 10 февраля 2024 года. В афише – десять вечеров. В программе – три сквозные фигуры: Сергей Прокофьев, Джузеппе Верди, Франц Шмидт, вокруг которых выстроена драматургия проекта. Фестиваль откроется премьерой и будет включать основные репертуарные направления театра: оперы (в версии semi-stage и в концертном исполнении), балетный спектакль, перевернутый концерт, программы солистов, хора и оркестра. На фестивале выступят маэстро: Тимур Зангиев, Филипп Чижевский, Фёдор Безносиков, Александр Самоилэ, Анатолий Левин, Димитрис Ботинис.

19, 21, 23 января
Премьера. С.С. Прокофьев «Война и мир. Наташа и Андрей»
Опера в версии semi-stage

19, 21 и 23 января фестиваль откроется премьерой «Война и мир. Наташа и Андрей» по грандиозному произведению С.С. Прокофьева в версии semi-stage. Это совместный творческий проект Московского театра Новая Опера имени Е.В. Колобова, Молодежной оперной программы Большого театра России и Мастерской Брусникина. Постановка реализуется при поддержке Попечительского совета Большого театра.

Исключительная и особенная роль в этом проекте отдана молодым артистам и постановщикам. «Война и мир. Наташа и Андрей» – диалог молодого поколения с великими творцами русской культуры: Л.Н. Толстым и С.С. Прокофьевым. Это современное видение и чувствование романа XIX века и оперы XX века. В semi-stage версии сюжетная линия сфокусирована на истории Наташи Ростовой и Андрея Болконского: в проект вошли девять из тринадцати картин (с 1 по 7, 8 и 12).

Музыкальный руководитель и дирижер Тимур Зангиев впервые выступит в Новой Опере. Маэстро – дирижер Московского академического Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, главный приглашенный дирижер Михайловского театра, заслуженный артист Республики Северная Осетия-Алания. Режиссер Алексей Мартынов (Мастерская Брусникина) дебютирует в оперном жанре. Художник Сергей Рябов представит лаконичное решение, где ключевым визуальным элементом станет видеопроекция (видеохудожник и художник по костюмам – Вера Ахмеджанова) в сочетании с мизансценами и хореографическими эпизодами (хореограф – Александр Шуйский).

Партии исполнят участники Молодежной оперной программы Большого театра России. В частности, главные роли репетируют Богдан Гуенок, Максим Лисиин, Илья Кутюхин (Андрей Болконский), Елене Гвритишвили, Альбина Тонких, Елизавета Нарсия (Наташа Ростова). Также в исполнении примут участие солисты Новой Оперы. Над хоровыми сценами работает главный хормейстер театра Юлия Сенюкова.

Музыка С.С. Прокофьева (1891–1953) будет обрамлять Крещенский фестиваль: она прозвучит на открытии и закрытии. В афише Новой Оперы этот композитор был широко представлен в 2021 и 2022 году – театр посвятил ему цикл симфонических программ (к 130-летию со дня рождения), презентовав широкую жанровую палитру, которую теперь дополнит опера.

26 января
Концерт «Шёнберг, Онеггер, Гайдн»

26 января состоится особенный вечер «Шёнберг, Онеггер, Гайдн», посвященный Международному дню памяти жертв Холокоста. Откроет программу Missa in tempore belli Й. Гайдна для солистов, хора и оркестра (1796), которая позднее получила название Paukenmesse за выразительное использование литавр.

В центре вечера – Friede auf Erden А. Шёнберга для хора a cappella (1907) – трогательное позднеромантическое сочинение, написанное на рождественское стихотворение К.Ф. Мейера. В 2024 году исполнится 150 лет со дня рождения Арнольда Шёнберга (1874–1951).

Также прозвучит Симфония №2 А. Онеггера для струнного оркестра и трубы (1942), где композитор стремился создать сжатую и строгую форму с постоянным сохранением внутренней напряженности и кульминацией в финале – гимном в исполнении трубы.

Дирижер – Филипп Чижевский, один из самых оригинальных музыкантов, стилевой интерес которого очень широк, при этом его интерпретации всегда отличаются тщательной продуманностью и музыкальной точностью. Маэстро принимал участие в Крещенском фестивале прошлого года, стал музыкальным руководителем спектакля «Летучий голландец» Р. Вагнера, а в мае 2024 представит программу в рамках цикла «Брукнер+».

Филипп Чижевский: «Выстраивая эту программу, мы отталкивались от Мессы Гайдна. Чем подробнее я изучал ее, погружался в музыку, тем более притягательной она становилась. На мой взгляд, Гайдн – самый авангардный композитор эпохи классицизма. Может быть, и не только классицизма. Как известно, он прожил большую жизнь, и в его творчестве разное случалось: от совсем хрупких, очень собранных, выхолощенных вещей (без налета эксперимента) до абсолютно сумасшедших – и гармонически, и в плане юмора – решений. Гайдн – это работа со штриховой палитрой, с тембральными наслоениями, с фонетическими особенностями. Фонетика – это тоже тембр. У Гайдна всегда не случайно, как хор или солист произносит то или иное слово, все детали важны. Это работа с механизмом сцепления. Когда ты дотачиваешь нюансы, открывается нечто большее: внутренняя пластика, внутреннее течение музыки, которое не очевидно, не на поверхности.

Мы исполним произведения в хронологическом порядке: Гайдн – Шёнберг – Онеггер. Это логично и с точки зрения смены стилей, и набора эмоциональных средств, и конструкции в целом: в центре будет небольшой хор Friede auf Erden Арнольда Шёнберга, крайне важный и для композитора, и для хоровой культуры, и для жанра миниатюры. Опус близок и нам – ансамблю Questa Musica, мы это сочинение исполняли на первом публичном концерте в Камерном зале Дома музыки.

Финал программы – Вторая симфония Онеггера с ее кричащим хоралом. Помимо своей концентрированности, произведение обладает классической структурой, что направляет нас в раннее творчество того же Гайдна, когда симфонический цикл еще не был четырехчастным, а состоял из трех частей: быстро – медленно – быстро. Введение темы хорала – тоже заброс в ранние века. Получается, что мы начинаем с музыки Гайдна XVIII века, потом переходим в XX век, а хоральная тема Онеггера возвращает нас обратно, к истине. Хорал здесь – нечто абсолютное, как, например, крест: две прямых пересекаются, это же очень просто и при этом незыблемо.

Все три произведения – своеобразная молитва. Можно даже назвать вечер концертом духовной музыки. Каждый из авторов имел свои отношения с Богом – очень разные, но совершенно очевидно искренние».

Программу представит ансамбль Questa Musica. Вокальные партии в Мессе Й. Гайдна исполнят: артистка Молодежной оперной программы Большого театра России Елене Гвритишвили (сопрано), солисты Новой Оперы Полина Шамаева (меццо-сопрано), Георгий Фараджев (тенор), Борис Жуков (бас).

 

28 января
Ф. Шмидт. Оратория «Книга за семью печатями»

На трех вечерах фестиваля (28 января, 9 и 10 февраля) прозвучит музыка австрийского композитора Франца Шмидта (1874–1939), в 2024 отмечается 150-летие со дня его рождения. Шмидт был мастером позднеромантической симфонии, последователем Густава Малера, Антона Брукнера.

28 января состоится первое российское исполнение оратории Франца Шмидта «Книга за семью печатями» для солистов, хора, органа и оркестра, одного из самых значительных произведений автора. Композитор работал над ней в последние годы жизни, премьера состоялась в Вене 15 июня 1938 года. Партия Иоанна Богослова (Евангелиста) традиционно поручена тенору, партия Голоса Господа – басу, еще четыре солиста не персонифицированы. В оратории проявился интерес композитора к органу: прозвучат две органные интерлюдии. Это музыкальное произведение наиболее полно отражает «Откровение Иоанна Богослова» (последняя книга Нового Завета, «Апокалипсис»).

Программу готовит Фёдор Безносиков, дирижер Московского академического Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Маэстро начал сотрудничать с Новой Оперой год назад: он представил камерную программу в формате «перевернутого концерта» в рамках Крещенского фестиваля – 2023, затем осенью принимал участие в подготовке премьеры спектакля «Летучий голландец» в качестве второго дирижера.

Фёдор Безносиков: «Для меня эта оратория интересна удивительным сплавом музыкального языка немецкого романтизма и барочного принципа звуковой изобразительности. Когда я говорю о романтиках, влияние которых здесь слышно, то имею в виду в первую очередь Антона Брукнера, отчасти Иоганнеса Брамса, в какой-то степени Рихарда Вагнера и Густава Малера. Это тональная музыка, в которой изредка встречаются атональные ходы, но они используются, например, для того, чтобы подчеркнуть нечто таинственное и загадочное, но не как постоянный выразительный прием. А с точки зрения воплощения сюжета оратория – наследник барочных традиций. Музыка рисует картины того, о чем поется в тексте, но при этом иллюстративность не переходит грань и не использует натурализм, как это бывает в сочинениях XX века. Хотя картины Апокалипсиса могли бы спровоцировать изображение всех подробностей. Здесь же композитор очень благородно и тонко использует барочные риторические фигуры: например, если говорится о подъеме на небо, то в музыке может звучать восходящий ход.

В этой партитуре Франц Шмидт уделяет особенное внимание органу – инструменту, который традиционно ассоциируется с Гласом Божьим, со сверхчеловеческим, потому что для звучания ему не нужно дыхание, и это отделяет его от человеческой природы. В вокальных партиях композитор тоже выделяет Голос Господа – не столь развернутую, но монументальную партию. Самая насыщенная – роль Иоанна. Она технически трудна, требует мастерства и умения распределить силы ни много ни мало на пение в течение двух часов практически без перерыва. Также одну из центральных ролей в оратории занимает хор – у него здесь масса сложнейших полифонических эпизодов. Можно смело сказать, что это, в каком-то смысле, концерт для хора с оркестром».

Партии исполнят: солист Большого театра Беларуси Дмитрий Шабетя (Иоанн), артисты Новой Оперы Виталий Ефанов (Голос Господа), Екатерина Мирзоянц (сопрано), Александра Саульская-Шулятьева (альт), Станислав Мостовой (тенор), Михаил Первушин (бас). Хормейстер – Юлия Сенюкова.

Концерты 26 и 28 января будет сопровождать комментарий ведущего. О произведениях Йозефа Гайдна, Арнольда Шёнберга, Артюра Онеггера, Франца Шмидта расскажет Ярослав Тимофеев, музыковед, лектор, кандидат искусствоведения, лауреат премии «Резонанс», главный редактор журнала «Музыкальная академия», постоянный соавтор и соведущий проекта «Язык музыки» и автор абонемента «Вещь в себе» в Московской филармонии.

 

2 февраля
Дж. Верди «Разбойники»
Опера в концертном исполнении

Февральские события Крещенского фестиваля начнутся с музыки еще одного композитора, важного не только для этого проекта, но и для Новой Оперы, и для основателя нашего театра Евгения Колобова. Прозвучат два сочинения Джузеппе Верди (1813–1901). В октябре 2023 года исполнилось 210 лет со дня его рождения. Евгений Колобов считал этого композитора одним из самых загадочных и сравнивал его с Микеланджело, Пушкиным, Шекспиром. Помимо фестивальных вечеров, Новая Опера посвятит композитору Верди-марафон, который пройдет с 9 по 21 апреля.

2 февраля впервые в России прозвучит опера «Разбойники» Джузеппе Верди. Концертное исполнение пройдет под управлением народного артиста Республики Молдова Александра Самоилэ. Маэстро дирижирует практически всеми произведениями Верди в Новой Опере, он говорит, что «чувствует музыку Верди буквально кожей». Под управлением Александра Григорьевича в 2022 году на сцене Новой Оперы прошла российская премьера «Стиффелио», а теперь состоится открытие еще одного неизвестного сочинения. Верди создавал «Разбойников» одновременно с оперой «Макбет», премьера обоих сочинений прошла в 1847 году. Параллельная работа над операми по У. Шекспиру («Макбет») и Ф. Шиллеру («Разбойники») доставляла ему много хлопот. Позже композитор назвал этот период «годами галер». Однако «Разбойники» получились удачными. Более того – заказ на эту оперу означал для Верди международное признание: премьера состоялась в Лондоне под управлением автора, на спектакле присутствовали королева Виктория и принц Альберт. После лондонской премьеры были постановки в Риме, Флоренции, Барселоне, Болонье, Неаполе, Венеции, Милане, Вене и других городах. Упоминается, что опера в 1853 году звучала в Одессе, но в другой версии – под названием «Адель из Козенцы».

Партии в опере виртуозны, дают возможность артистам показать вокальное мастерство. Для концертного исполнения партию Амалии репетируют солистки Новой Оперы Ирина Морева, Марина Нерабеева и Елизавета Соина, партию Франческо – солист Пермской оперы, приглашенный солист Большого театра России, заслуженный артист РФ Василий Ладюк, а также солисты Новой Оперы Анджей Белецкий и Андрей Борисенко.

4 февраля
Дж. Верди. Реквием

4 февраля будет исполнен Реквием Джузеппе Верди. Концерт пройдет в память о выдающемся дирижере Юрии Темирканове (1938–2023), которого связывала долгая дружба с Евгением Колобовым.

За пультом – заслуженный артист РФ Анатолий Левин, художественный руководитель и дирижер симфонического оркестра студентов Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, художественный руководитель и главный дирижер Молодежного симфонического оркестра Поволжья и Концертного симфонического оркестра Московской консерватории, дирижер симфонического оркестра Академического музыкального колледжа при консерватории.

 

6 февраля
«Диалоги»
Спектакль Челябинского театра современного танца

Полномасштабное включение танца в афишу фестиваля и в репертуар Новой Оперы состоялось в прошлом сезоне, что отражает изменение в самой структуре театра – в труппу вошел Балет Москва. Год назад зрители увидели на фестивале недавнюю мировую премьеру Нижегородского театра оперы и балета («Терезин. Квартет»), и на этот раз в программе новый спектакль.

6 февраля Челябинский театр современного танца представит на Крещенском фестивале в Новой Опере спектакль «Диалоги». Премьера «Диалогов» состоялась осенью 2023 года в Челябинске. Спектакль поставила Ольга Пона – художественный руководитель Челябинского театра современного танца, заслуженная артистка РФ, лауреат премии «Золотая Маска». Это ее первая большая постановка за последние три года.

Спектакль состоит из череды пластических дуэтов, каждый из которых – диалог. Ольга Пона рассказала, что импульсом для нее стало высказывание философа Михаила Бахтина: «Диалог – это не только коммуникация, это совместное творческое мышление, которое может возникнуть, когда подлинное чуткое слушание помогает стремлению понять и быть понятым». В «Диалогах» нет конкретной истории, но в каждом эпизоде танцовщики «беседуют» языком танца о том, что волнует каждого. В спектакле используются тексты Платона, Даниила Хармса, Константина Паустовского, Михаила Жванецкого, Михаила Бахтина, которые транслируются на экране. «Зритель будет считывать чувства, мысли, реплики и с танца, и с экрана и вспоминать собственный опыт отношений. Это и есть совместное творческое мышление» (Ольга Пона, по материалам Первого областного информационного агентства Челябинска).

 

9 февраля
«Непреходящее»
Перевернутый концерт

Третий год подряд один из вечеров Крещенского фестиваля проходит в новом, но ставшим популярным формате перевернутого концерта, когда и артисты, и зрители располагаются на сцене. На фестивале 2024 года перевернутый концерт пройдет 9 февраля, он озаглавлен «Непреходящее» по названию вокального цикла Эриха Вольфганга Корнгольда.

Непреходящее – то есть вечное, вневременное, как законы природы («Торопливый ручеек», «Спящее дитя» – миниатюры из цикла Корнгольда). Также прозвучит инструментальная пантомима Франца Шрекера «Ветер» для скрипки, виолончели, кларнета, валторны и фортепиано – полетная, переменчивая по настроению музыкальная зарисовка, развивающая тему природной стихии.

Непреходящее трактуется еще и как образцовое, совершенное, всегда живое и актуальное искусство. В программу концерта вошли «Песни шута» на слова У. Шекспира, музыкальная версия двух композиторов: Э.В. Корнгольда и Д.Д. Шостаковича. Также прозвучат песни А. фон Цемлинского и Ф. Шрекера, камерные инструментальные сочинения Ф. Шмидта, В.Я. Шебалина, С.С. Прокофьева.

В перевернутом концерте примут участие солисты и артисты оркестра Новой Оперы, а также приглашенные исполнители: лауреат Первой премии и обладательница золотой медали XVII Международного конкурса имени П.И. Чайковского София Виланд (флейта), пианистка, выступающая на самых престижных международных сценах, в том числе в лондонском Уигмор-холле и зальцбургском Моцартеуме, Зарина Шиманская, победитель IV Международного конкурса камерных ансамблей имени Н.Г. Рубинштейна – Квартет имени В.А. Берлинского. Дирижер – Павел Романенко, партия фортепиано – Татьяна Сотникова.

 

10 февраля
Концерт «Прокофьев, Шмидт»

10 февраля, на закрытии Крещенского фестиваля 2024 года, прозвучат Симфония-концерт для виолончели с оркестром С.С. Прокофьева (1952) и Симфония №2 ми-бемоль мажор Франца Шмидта (1913).

Примечательно, что Симфония-концерт – позднее сочинение Прокофьева, которое создавалось параллельно с оперой «Война и мир», открывающей Крещенский фестиваль, а Вторая симфония Шмидта более тесно, чем другие его опусы, связана с творчеством Антона Брукнера (в Новой Опере продолжается цикл концертов «Брукнер+» к 200-летию со дня рождения композитора).

Программу «Прокофьев, Шмидт» готовит Димитрис Ботинис, художественный руководитель и главный дирижер Новосибирского академического симфонического оркестра. Солист – народный артист РФ Александр Князев, виртуозный виолончелист (а также органист и пианист), выступающий по всему миру. Маэстро Димитрис Ботинис неоднократно сотрудничал с Александром Князевым, но Симфонию-концерт Прокофьева они исполнят вместе впервые.

Димитрис Ботинис: «Сергей Прокофьев и Франц Шмидт – композиторы-антиподы. Если Прокофьев был новатором в своем творчестве, то Шмидт тяготел к прошлому. Со Второй симфонией Шмидта я познакомился в 2013 году, когда мы готовили российскую премьеру этого сочинения с Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии, в то время я был ассистентом главного дирижера Юрия Симонова и вел подготовительную работу. Я очень рад, что теперь у меня есть возможность выразить личное отношение к этой музыке. Во Второй симфонии огромный состав оркестра, здесь многое напоминает о Брукнере, у которого Шмидт учился, о Малере, под руководством которого играл на виолончели в Венской опере. Меня буквально притягивает эта лучезарная музыка, этот грандиозный масштаб, этот всеобъемлющий свет, к которому хочется стремиться».

Крещенский фестиваль на сайте Новой Оперы:
https://novayaopera.ru/events/festivals/kreschenskiy-festival-2024/

00_Крещенский фестиваль_баннер

 

 

, , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *