… благодаря Третьяковской галерее познакомиться с их творчеством смогут все поклонники живописи.
В Ампирном зале Государственного музея Льва Николаевича Толстого на Пречистенке состоялась презентация книги-альбома «Русские англичанки — художницы сестры Шанкс», изданной редакцией журнала «Третьяковская галерея». Несмотря на знойный летний день, свободных мест в зале не было, но публика все шла и оставалась, невзирая на то, что быть слушателями приходилось стоя. Словом, интерес к искусству в тот день победил!
Сподвижницы Толстого
Англичанки по происхождению, Эмилия и Мария Шанкс, обогатили художественный мир русской культуры, став заметными фигурами в русской живописи конца XIX-начала ХХ века.
Место для мероприятия было выбрано не случайно. Сестры Шанкс, дочери британского предпринимателя Джеймса Стюарта Шанкса, владельца ювелирной мастерской и основателя торгового дома «Английский магазин Шанкса и Болина», одного из самых фешенебельных магазинов Москвы на Кузнецком мосту, — Луиза, Эмилия и Мария — принадлежали к близкому кругу Льва Николаевич Толстого, были его сподвижницами, общение с ним было важной частью их жизни. О близком знакомстве с сестрами Шанкс упоминают в своих дневниках Лев Николаевич и Софья Андреевна. Сестры часто гостили в Ясной Поляне и общались с друзьями семьи. Старшая сестра Луиза переводила на английский язык произведения Льва Толстого. Младшая Мария, уроженка Москвы, еще со времен учебы в художественном училище дружила с дочерью Льва Николаевича Татьяной и иллюстрировала произведения писателя. Профессиональной художницей стала и средняя сестра, тоже родившаяся в Москве, Эмилия Шанкс, которая является первой женщиной-живописцем, принятая в Товарищество передвижных художественных выставок (то есть первой женщиной, ставшей художником-передвижником).
Толстовцу, русскому писателю-самоучке Сергею Терентьевичу Семенову Эмилия в марте 1913 года писала: «Это не совсем верно, что я навсегда покидаю Москву. Слишком многое связывает нас с нею…». Это письмо хранится в Государственном музее Л.Н. Толстого в Москве.
Возвращение
И нынче сестры на страницах книги-альбома благодаря Третьяковской галерее со своим творчеством вернулись в Москву! Приобрести это издание любители искусства могут в киосках Третьяковской галереи.
— Оно познакомит публику, которая интересуется изобразительным искусством, с еще одной страницей в истории русской живописи, до сих пор неизвестной широкому кругу, — пояснила в беседе с порталом «Событие.ру» Натэлла Войскунская, ответственный секретарь и соредактор журнала «Третьяковская галерея». — Это первое самостоятельное издание, выпущенное редакцией нашего журнала. Авторы книги-альбома как исследователи, двигал которыми личный интерес к этим художницам, безусловно внесли свой заметный вклад в просветительскую деятельность Третьяковской галереи.
Авторами издания стали Юлия Тулинова и Елена Ватсон.
Во вступительном слове к книге-альбому Юлия Тулинова — лингвист, переводчик и исследователь, друг и коллега редакции журнала «Третьяковская галерея», отметила, что ее профессиональная деятельность, которая включает пристальное внимание к британо-российским историческим и культурным связям, как раз и привела к сестрам Шанкс, вызвала интерес к их судьбе и творчеству.
— Это исследование, начавшись с изучения нескольких записей в архиве Англиканской церкви в Москве о семье Шанкс, серьезно меня захватило: я «проживала» вместе с Эмилией и Марией разные периоды их жизни в России в кругу передвижников, — написала Юлия, обращаясь к тем, кто будет знакомиться с изданием о сестрах Шанкс.
Тоже лингвист и переводчик, кандидат филологических наук, архивариус Англиканской церкви Святого Андрея в Москве Елена Ватсон обращает внимание, что в истории Москвы, как и любого древнего города, есть немало забытых страниц. История московской дореволюционной британской колонии — одна из них.
И с ней через книгу-альбом о сестрах Шанкс теперь смогут познакомиться все желающие. А чтобы выпустить ее, ото всех, кто был занят в этом процессе, потребовалось потрудиться сверхурочно — ведь наряду с основными профессиональными задачами нужно было найти разные ресурсы для работы над изданием. Но результатом, без преувеличения, команда осталась довольна, получив к тому же огромное удовольствие от работы.
— Мы поняли, что материал о сестрах Шанкс выходит за пределы журнала и что этому материалу нужно дать самостоятельную жизнь. Тогда редакция нашла в себе силы — и моральные, и интеллектуальные, и денежные — для того, чтобы сделать такое отдельное издание, — сказала на презентации Галина Чурак, главный научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX-начала XX веков Государственной Третьяковской галереи.
Приходите!
Завершилось мероприятие музыкой Моцарта. И тоже не случайно. Сочинения этого композитора любила Юлия Тулинова, увы, недавно ушедшая из жизни. Красивую музыкальную точку в презентации поставили лауреаты международных конкурсов Алексей Заводов (кларнет) и Никита Каплунов (фортепиано).
А для наших читателей Натэлла Войскунская добавила, что единственная картина из всех полотен сестер Шанкс, хранящаяся в Третьяковской галерее, — «Новенькая» (1892 г.), на которой изображена девочка, только пришедшая в новый для себя школьный класс, ей только предстоит знакомство с ребятами:
— Эту картину Эмилии Шанкс в свое время приобрел Третьяков и сейчас она экспонируется в новом корпусе галереи на Крымском валу. Публике она представлена впервые! Увидеть ее можно еще несколько месяцев в рамках выставки «Узнать неизвестное». Приходите в Третьяковку!
Приглашает к себе и музей Толстого, подробнее о его филиалах (в Москве и других городах России), событиях, графике работы, стоимости билетов — на его официальном сайте: http://tolstoymuseum.ru
Наталья Колобова
Фото автора