Договориваясь с государством,  продюсер берет ответственность, подобную той, когда клиент берет кредит в банке  

У взрывного роста отечественной киноиндустрии есть и обратная сторона. Возврат денег, использованных кинокомпаниями не по назначению, стал новой головной болью Министерстве культуры.  Корреспондент «Событий» постаралась выяснить судьбу картин, которые так и не увидели свет, хотя  студии получили на них финансовую поддержку от ведомства.

Каждый год департамент кинематографии Минкульта и Фонд кино выделяют миллиарды рублей на поддержку отечественного кино. Но, оказывается, далеко не все эти деньги используются по прямому  назначению. У некоторых  студий-заемщиков  крайне низкая финансовая дисциплина. В начале мая глава Министерства культуры РФ Владимир Мединский попросил Генпрокуратуру привлечь к ответственности пять киностудий, которые взяли у государства около 100 миллионов рублей и не сняли вообще ничего. Трудно поверить, но среди провинившихся — даже живой классик Сергей Соловьев, наряду  с треш-мейкером Максимом Воронковым. Министерство культуры отныне не будет рассматривать новые заявки должников до погашения задолженности, аналогичные рекомендации будут направлены  и в Фонд кино.

Претезии возникли к пяти компаниям, получивших займы, но не снявшим фильмы: ООО «Аркада Интертеймент» (фильм «Пес рыжий»), ООО «Линия кино» студия Сергея Соловьева» («Елизавета и Клодиль»), ООО «Ин Моушн» («Обратная сторона Луны»), ГУП «Киностудия «Чеченфильм» («Тоска») и ООО «МВ Синема» («Криминальный блюз для саксофона»). Возврата средств в бюджет не удалось добиться,  в том числе в судебном порядке. Ведомство долго и упорно судилось с кинодеятелями в арбитраже. Теперь действовать будут «силовики». Не факт, конечно, что все деньги удастся вернуть. Ясно лишь то, что правоохранители, подобно Шерлоку Холмсу, получат настоящее интеллектуальное наслаждение, изучая детали этих историй. Мы попробовали в чем-то предвосхитить их расследование и узнали подробности о  пяти  должниках Минкульта. Итак, пять проектов разных продюсеров, от легендарных до ноунеймов.

video-marketing2

Кинокомпания «Ин Моушн» и проект «Обратная сторона Луны». Студия получила еще в докризисный  2008  год  от Минкультуры 23,2 млн рублей (курс доллара тогда был 23) на съемки фантастической комедии с рабочим  названием «Обратная сторона Луны». Продюсером кинокомедии выступала Елена Яцура, на счету которой работа над такими хитами, как «9 рота» и «Небо, девушка, самолет». Режиссером картины должен был стать Петр Точилин, известный по созданию одной из самых остроумных российских комедий «Хоттабыч». Актерский состав, который анонсировали создатели, впечатлял не меньше: Константин Лавроненко, Сергей Гармаш,  Игорь Жижикин, Кирилл Пирогов. Режиссер таких сериальных хитов,  как «Универ» и «Хоттабыч», по замыслу,  в этот раз,  должен был показать  нам СССР, но в неожиданном, фантастическом,  свете. Проект был впервые представлен на одном из питчингов «Кинотавра».  Студия «Ин Моушн» о судьбе фильма никаких комментариев не дает. Сам режиссер Петр Точилин на  вопрос «Событий» о судьбе проекта  фильма  отвечает следующее: «Да, начинал работу над этим проектом, работал над сценарием, но еще в 2009 году продюсер сказала мне, что деньги на проект найти не удалось и больше мы не общались». В сухом остатке, из почти 24 миллионов  рублей займа студия вернула Минкульту 500 тысяч. На большее сил, увы,  не хватило.

Киностудия «Чеченфильм» и проект «Тоска». Первым гендиректором студии и героем данного сюжета являлся американский режиссер чеченского происхождения Шерипов Инал.  Съемки фильма по мотивам рассказа А. П. Чехова «Тоска», по  расчетам продюсера, укладывались в неплохой бюджет — в 4 млн долларов (для участия  был заявлен актер Жан Рено).  Половину студия получила от министерства культуры РФ, половину должна была привлечь от частного инвестора. Шерипов, который много лет являлся генеральным продюсером Европейской ассоциации кино и телевидения, а до этого работал в США, заручился международными связями и, якобы,  получил необходимый бюджет на производство картины, которую до сих пор никто так и не увидел. Сценарий, предусматривающий несколько параллельных сюжетов, режиссер писал сам, в соавторстве с российским сценаристом Ильей Авраменко. Предполагалось,  что главную роль сыграет известный чеченский артист Дагун Омаев. В других ролях Шерипов видел  известных российских артистов (многих уж и нет в живых) — Людмилу Гурченко, Владимира Этуша, Алексея Петренко. А в работе «Чеченфильм»  рассчитывал полагаться на материально-техническую базу «Мосфильма». Кстати, глава «Мосфильма» Карен Шахназаров, наряду с главой Чечни Рамзаном Кадыровым, председателем республиканского парламента и рядом видных российских деятелей искусств — ректором ВГИКа Владимиром Малышевым, режиссером Владимиром Наумовым, скульптором Зурабом Церетели и певцом Иосифом Кобзоном — входят в попечительский совет «Чеченфильма». Выход  фильма ждали еще  к  150-летию Чехова в 2010 году – и напрасно. Сам Шерипов из-за  разногласий с руководством ушел с поста руководителя студии еще в 2012 году. Концепция «Чеченфильма» поменялась, а проект так и не был реализован. В июле 2014-го Минкульт выиграл арбитраж по договору, суд обязал студию вернуть деньги. В сентябре того же года ГУП «Чеченфильм» было ликвидировано.

ООО «МВ Синема»  и проект «Криминальный блюз для саксофона». Более-менее судьба этой криминальной комедии понятна.  Режиссер и продюсер, Максим Воронков,  тут — в одном лице. Картину вроде  и сняли, но взятые в долг средства государству пока не венули. В съемках участвовал известный саксофонист Игорь Бутман. В центре истории — некий криминальный авторитет, которому на пятидесятилетие подчиненные головорезы подарили саксофон, а вместе с ним и музыканта- саксофониста… По ходу истории выяснится, что сам главарь банды когда-то в детстве увлекался саксофоном, но однажды его избили хулиганы, а инструмент отобрали. Так он ожесточился и пошел по кривой дорожке. Корреспонденту «Событий» удалось выяснить, что значительная часть съемок проходила в Гонконге. По словам  помощника Игоря Бутмана, Антона Сергеева, «Была господдержка Фонда кино, наряду с  поддержкой нескольких частных финансовых институтов.  Деньги были  ограниченны. Но, тем не менее,  производство картины закончили».  Речь  сейчас идет о Возвращении основного займа Фонду кино.

4.«Линия кино» студия Сергея Соловьева»  и проект «Елизавета и Клодиль».Судьба нашумевшей картины «Елизавета и Клодиль» о дружбе русской и французской девочек в начале ХХ века от классика отечественного кино Сергея Соловьева, тоже пока не понятна. Сергей Соловьев — великий мастер, автор много чего легендарного. Снимать впопыхах — это не про него.Насколько плотно заглохло и на какой стадии проект сказать  сейчас затруднительно. Скорее всего, и сам Соловьев на этот вопрос  не ответил бы: режиссер занимается проектом почти двадцать лет, и дело идет  не ахти как. «Елизавету и Клодиль» я задумал еще десять лет назад. Это трагикомедия, история про двух девочек из богатых семей, француженку и русскую, оказавшихся на французском курорте. Действие происходит в самом начале Серебряного века. В головах девушек витают революционные идеи, жажда всеобщей справедливости и, конечно, счастливой любви. А вокруг молоденьких девушек вьются мужчины: французский поэт, американский летчик и русский авантюрист»  — говорит С. Соловьев. Режиссер  рассчитывал устроить  премьеру  фильма еще в 2014 г  в Париже и в Москве. Но она так и не состоялась.  В проекте должен был принять участие Пьер Ришар, однако, тот не вовремя заболел,  и  все отложилось на неопределенный срок.

522267_3w07jgc1qo6c44cgg

Какой вывод из данной ситуации? Понятно, что государство дает кредит студиям    на производство под будущие сборы. Но,  как умудряются верить? Ведь последствия  вполне предсказуемы. Как можно верить, что отечественный шедевр подымет в прокате больше,  чем хотя бы  6я часть «Гарри Поттера»?.. Кинопродюсер, Катерина Михайлова, которая в прошлом году выпустила свою первую дебютную полнометражную картину «Близкие» (реж. К.Зуева),  поделилась своим мнением о «государственном субсидировании» фильмов  корреспонденту «Событий»: «Получив впервые господдержку на дебютный проект, я осознала насколько важно понимать размер ответственности, которую берет на себя компания. Подписывая договор с государством,  продюсер берет ответственность, подобную той, когда клиент берет кредит в банке. Наказание, на мой взгляд, не должно быть уголовным. Кино — продукт творческий, сложный и отличается от строительства, например. Но как минимум, можно в качестве наказания ввести крупные штрафы и отстранение от получения государственного финансирования на определенный срок». Ну и, кстати:  как,  интересно, в контракте, насчет штрафных санкций за просрочку выполнения работ?  Закон, по идее,  обязывает их предусмотреть. Но на практике: штрафные санкции подлежат налогообложению, как внереализационные доходы. И поэтому Минкульту невыгодно предъявлять санкции. Ибо это дополнительные расходы к уже  потраченному. Свой взгляд на проблему взаимоотношений киностудий с  Минкультом и Фондом Кино выразил  «Событиям» и известный кинокритик, режиссер-документалист, Андрей Шемякин:  «Мы, документалисты,  просто работаем, и у меня есть продюсер. В документальном кино не окупается ничего. С игровиков тоже особо взять нечего. Телега впереди лошади. Надо начинать с реформы Минкульта, и снять налоги с инвесторов. И никаких санкций. А то, получается, замкнутый круг».  По словам же, руководителя Департамента Кинематографии, Ольги Любимовй, все  студии-должники попали в «черный список» и, впредь,  уже не могут рассчитывать на поддержку Государства.

Юлия Сергеева

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *