Ирис любит ходить босиком, лежать на камнях и пить рисовое вино макколи. Никто не знает подробностей о ней: откуда Ирис родом, как оказалась в Корее, чем занималась в прошлой жизни. Чтобы подработать, Ирис начинает давать частные уроки французского в Сеуле — наблюдая за людьми, изучая характеры, она погружается в неизвестную культуру.
Методу преподавания Ирис нигде не училась, но изобрела свою технику всего пару месяцев назад: во время общения с клиентами она спрашивает их о чувствах, а потом записывает перевод ответов в карточки для последующего заучивания. Так студенты начинают мыслить на иностранном языке и делиться самым сокровенным.
«Нужды путешественника» (2024) — драма южнокорейского режиссера Хон Сан Су, который выступил режиссером, сценаристом, оператором, композитором, монтажером и продюсером. Главную роль исполнила французская актриса Изабель Юппер. Картина получила приз Большого жюри «Серебряный медведь» на Берлинском кинофестивале в 2024 году, став пятым фильмом Хон Сан Су, премьера которого состоялась в программе Берлинале.
Главная героиня «Нужд путешественника» Ирис больше всего похожа на героиню другого хита Хона, «Женщина, которая убежала»: Гам-хи (Ким Мин-хи) встречалась с подругами и говорила с ними о любви, желая познать непознаваемую материю. Основная тайна «Женщины, которая убежала» была в названии и не раскрывалась к финалу, можно было лишь догадываться и воображать, что у Гам-хи с мужем проблемы, из-за которых она ушла из дома и не может спать по ночам. В «Нуждах путешественника» Ирис — пришелец в чужой стране, она не типичная туристка, приехавшая в Азию за культурой, а скорее беженка, которой нет места на родине. В предыдущем совместном проекте Хон и Юппер «В другой стране» у актрисы были понятные амплуа (режиссер, любовница, разведенная женщина), в новом проекте об Ирис совсем ничего не известно, ее описывает лишь пара действий. Она по-девичьи смеется, элегантно лавирует с зонтиком по парку и пьет очень много макколли (корейское рисовое вино). Сцены с потреблением пищи — ключевые в картинах режиссера, его герои традиционно напиваются соджей и изливают больную душу. В «Нуждах путешественника» механизм действия не изменился, но больший акцент сделан на музыкальную часть.
Каждый ее клиент играет на каком-либо инструменте (пианино, гитаре и синтезаторе), все фальшивят, а после сессии прослушивания Ирис спрашивает на английском, что они чувствовали, исполняя музыку. Раз за разом она получает базовые ответы, но все-таки доходит до истины и слышит искреннее признание. Все ученики раздражены тем, что недостаточно хороши. Снова и снова Ирис записывает их слова и потом добавляет свои наблюдения: так, владелице завода Вон-джу (Ли Хе-ён) нужно отдохнуть и перестать стремиться к недостижимому образу себя. За первым «инсайтом» идет следующий, который репетиторка вписывает в следующую карточку, а затем наговаривает французский перевод на диктофон. Насколько метод Ирис эффективен, зритель так и не узнает, зато увидит, как зажатые английской речью корейцы всего за пару мгновений раскрываются и говорят о том, в чем не могли ранее признаться самим себе.
В отличие от многих упаднических произведений Хона Сан-су, в «Нуждах путешественника» основная интонация светлая, героиня наслаждается каждым моментом: пьет любимый макколли, в кафе заказывает салат с закусками и окунает ноги в холодный ручей.
Премьера в России — 23 мая 2024, «A-One Films»