Проект «Театромания» — яркое культурное событие в жизни москвичей. Стартовал он в 2009 году с работы по продюсированию дипломного спектакля «Киномания.band » выпускников ГИТИСа. Силами этой команды молодому театральному коллективу была дана высокая планка. Вчерашние студенты приняли участие в фестивале лучших дипломных спектаклей России «Твой шанс», а постановка вошла в постоянный репертуар Московского драматического театра на Малой Бронной. Продолжением работы по этому направлению стало продвижение спектаклей других ведущих театральных вузов Москвы. При участии Театромании, со зрителями встретились следующие замечательные постановки: «О любви и дружбе» ( ТИ им.Бориса Щукина, реж. Родион Овчинников ), «Ханума» (Школа-студия МХАТ, реж. Игорь Золотовицкий, Сергей Земцов), «Дни Турбиных» (ГИТИС, мастерская С.Голомазова, реж. Марек Татьяна), «БЕГ» ( ТИ им.Бориса Щукина, реж. Павел Любимцев), «ДО+ВЛА=ТОВ» ( ТИ им.Бориса Щукина, реж. Родион Овчинников, Юрий Титов). И это неполный список отобранных ПЦ «Театромания» лучших студенческих спектаклей. «Театрамания» активно продолжает отбор самых ярких молодых талантов и расширяет географию поиска – в прямом и переносном смысле. Корреспондент «Событий», Юлия Сергеева, встретилась и поговорила с основателем ПЦ «Театромания», Андреем Люблинским. Он рассказал ей об истории становления центра, о нынешних проектах и творческих планах на будущее.
— Андрей, расскажите немного о себе: как Вам пришла эта идея, с чего вы начинали?
— Я совсем не из театрального мира. Получил высшее образование по специальности менеджмент организаций и только в 2017 повысил свою квалификацию в Школе театрального лидера. В 24 года понял, что хочу связать свою жизнь с творческим бизнесом. Далее появилась идея поступить на продюсерский факультет ГИТиса. Но добрые люди подсказали, что лучше познавать азы этой профессии — на практике. В то время, студенты мастерской Сергея Голомазова, под руководством режиссера Аиды Хорошевой, выпустили спектакль «Киномания.band». Меня познакомили с продюсером Олегом Клениным, который и предложил взять Киноманию под крыло: продавать билеты, брать площадки в аренду, продвигать. В проект я сразу влюбился и понеслось…
— До вас никто не догадался до этого?
— Попытки наверное были и до сих пор есть, но очень скромные. Чаще всего, всё оборачивается тем, что команда не может продать билеты на молодые постановки и проект сворачивается.
— Как придумали название?
— Так как «Киномания.band» — первый спектакль в нашей копилке, сразу возникло созвучное название нашего продюсерского центра — «Театромания». Основная площадка тогда была Школа современной пьесы, а потом и ТЦ «На Страстном». Честно, я и не думал, что так все удачно сложится. И сразу, после успеха с продвижением этого спектакля, нам стали поступать предложения от ребят из ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ, ЩУКИ, ГИТИСА.
— Первое, что Вам нужно было сделать, наверняка, так это отбить средства: аренду театра и некий гонорар, который вы платили актерам?
— Всё верно. Первое, что я сделал, пришёл к билетным дилерам. На нас, тогда, посмотрели, как на сумасшедших: мол, ребята, чтобы Ваши билеты продавались?! Для этого должны быть медийные персоны, либо брендовый театр. И, почем вы должны продавать билеты, чтобы окупить аренду и гонорар артистам? В итоге, средняя стоимость на студенческий спектакль в 2009 году была 1200 руб. Стало понятно, что без хороших продажников не обойтись. Набрал команду менеджеров на холодные звонки, которые приглашали зрителей в театр, объясняя все плюсы спектакля. Выяснилось, что людям не всегда важно, кто играет (Хабенский или другая звезда), а важно- качество самого проекта. Мы обещали бесплатно пригласить на следующий, если этот не понравится. Билеты стали продаваться достаточно активно. Со временем обросли крупными корпоративными клиентами: Сбербанк, МКБ, Сити банк, ВТБ, Ростелеком и др, которые заказывали билеты для своих сотрудников и партнеров. В 2016году телемаркетинг уходит в прошлое, и основным каналом становятся онлайн продажи электронных билетов через продвижение в интернете.
— Вы продавали только то, что нравится Вам?
— Да, а как по-другому? Мы не можем себе позволить роскошь продать заведомо «плохой» спектакль, а потом потерять зрителя. Клиенты — самое ценное для любого бизнеса. Нам нужно, чтобы он возвращался снова и снова. Повторные покупки это наше всё). Конечно, всем угодить сложно, но мы стараемся подобрать разнообразный репертуар. Любим классические постановки, понятные широкому кругу зрителей.
— Вы заняли свою определенную нишу?
— Получается, что да. По сути, мы одни из негосударственных компаний, кто рискнул и достиг успеха в этом непростом деле. Некоторые говорят, что театр не возможен без государственной поддержки. Но мы работаем без спонсоров, только на продаже билетов. Наш оборот уже порядка 40 млн в год, для частных студенческих спектаклей это не плохо. Каждый год пробовали искать новые ниши: делали ярмарки, мастер-классы, корпоративные мероприятия, фестивали, участвовали в тендерах и всегда приходили к тому, что это не наше и мы там не номер один.
— В чем — Ваша сильная сторона?
— Продажи. Чутьё (улыбается). Было время, когда сила состояла ещё и в команде, в штате. Но сейчас всё изменилось. Штат сокращён до пяти человек и почти все процессы отданы на аутсорсинг. Аутсорсинг используют все самые успешные компании мира. Это выгоднее, как с точки зрения уплаты налогов, так и с точки зрения затрат на персонал. Теперь не нужно тратить свою энергию на сотрудников, которые через какое-то время перегорают и создают дисбаланс в организации. Попробуйте найти классного профессионала по объявлению в свою команду. Проще найти компанию с теми компетенциями, которые Вам необходимы. Мы сотрудничаем с несколькими маркетинговыми агентствами, которые берут на себя часть рекламы. Бухгалтер, юрист, программист, оператор, аналитик на удалёнке. За организацию, логистику и техническую часть спектаклей отвечает мой давний партнёр Антон Торсуков. Но не всё так радостно, как кажется, на первый взгляд. Нужен постоянный контроль и анализ действий партнёров, так как есть риск слить бюджет в никуда.
— А вы ставите свои спектакли?
— Нет, мы всегда работали с готовым продуктом. Создание спектакля чревато. Задумка может быть интересна, а воплощение — нет. Пока есть на рынке хорошие спектакли, мы брали их под свое крыло. Но с каждым годом всё сложнее найти , что-то стоящее, поэтому, скорее всего, пришло время и для собственной постановки. Планируем в следующем году объявить грант от «Театромании» на создание спектакля.
— Какой самый успешный спектакль, с которым вы работали?
— Мы 9 лет работаем со спектаклем о «Любви и Дружбе» Родиона Овчинникова. Нам повезло, что актёры, вчерашние студенты, занятые в спектакле стали мега популярные — Ирина Горбачева (женщина года), Наталья Павленкова получила главный приз кинофестиваля «Кинотавр» за лучшую женскую роль в фильме «Зоология», Юрий Титов стал одним из ведущих актеров театра Петра Фоменко, Дмитрий Чеботарёв снялся в фильме «Тренер» Козловского. И спектакль создан на основе популярных авторов: Евгения Гришковца, Людмилы Петрушевской, Семена Злотникова. Год назад выстрелил «ДО+ВЛА=ТОВ», созданный на базе ТИ им.Бориса Щукина Родионом Овчинниковым и Юрием Титовым.
— Какие темы продаются, должен ли спектакль резонировать с современностью?
— Спектакль должен быть интересен не только режиссеру, продюсеру, но и зрителю. Тема должна быть актуальна.
— Что ждет от театра современный зритель?
— Эмоций, переживаний, новый опыт.
— Почему Вы занимаетесь именно постдипломными проектами?
— Ту энергетику, которая есть у молодых, тяжело уже встретить у уважаемых, но уже пожилых уставших актеров. Молодые – это всегда драйв!
— Мне интересно. Вы, вот, смотрите спектакль, и уже понимаете, будет ли он интересен зрителю? Как это получается? Вы же даже не театральный критик?
— Чутье, нюх.. (смеется). У меня так получается – не знаю, как у других. Я такой же зритель, как и мои клиенты. Сейчас каждый может стать театральным критиком, после написании отзыва или рецензии на портале Афиша (опять смеётся). Есть спектакли, которые нравятся нам и зрителям, а критики пишут гневные посты. И, наоборот, сидишь на премьере у мега популярного режиссера, где на сцене происходит вакханалия , где во время спектакля зрители организованными группами бегут к выходу, а критики пишут — это успех.
— Можно ли найти золотую средину, когда спектакль будет успешен у зрителя и достоин, например, «Золотой маски»?…
Почему нет?)
— Вы, как продюсер, вмешиваетесь в творческий процесс, в работу режиссера с актерами, в кастинг на роли?
— Как правило, в творческий процесс не вмешиваемся. Режиссёр со своей творческой командой — главный.