Чеховский «Ионыч» по-вахтанговски

На Новой сцене Театра имени Евгения Вахтангова состоялись премьерные показы «Ионыча» по рассказу А.П.Чехова.

_DSC3031

Это своеобразный юбилей для вахтанговцев, ведь за всю историю театра на сцене было поставлено только 9 постановок по произведениям Антона Павловича. Автором десятого обращения стал режиссер Олег Долин, вынашивавший эту идею еще со времен учебы в ГИТИСе. Почему же именно «Ионыч»? На это есть исчерпывающий ответ Долина: «Мой интерес направлен к неизведанному, не открытому Чехову. Не к раннему Чехову, про которого мы знаем, что он был автором смешных рассказов; и не к позднему Чехову, сидящему на знаменитой фотографии в окружении артистов МХТ – драматургу и соавтору Станиславского. «Ионыч» – необходимая сегодня история о том, как человек разрушается, как всё хорошее, святое, красивое в нём исчезает. Это современная история про потерю души и сердца, история о том, как хороший человек превращается во что-то страшное, пугающее.»

_DSC3045

Оставив идею и авторский текст Чехова, Долин, конечно, «поиграл» немного с сюжетом. Эту постановку правильнее, наверное, назвать «Ионыч» по-Котиковски», так как главной героиней здесь становится Катя Туркина (Ася Домская), которую домашние зовут Котиком, да и  рассказ идет от ее лица. Ее жизнь и переживания выходят на первый план, оттесняя Дмитрия Старцева, того самого Ионыча. Но все же Юрию Поляку удалось показать деградацию своего героя и превращение из влюбленного юного земского доктора в гротескного, обрюзгшего, чем-то напоминавшего Крота в «Дюймовочке», в шубе и цилиндре на толстых ногах, любящего только деньги. Героиня Аси Домской тоже претерпевает изменения, пусть и не такие глобальные, но это только внешне. Но в конце это один сплошной нерв. Обвинять или оправдывать и сострадать ей, по сути виновнице всей ситуации, зритель пусть решает для себя сам.  А ведь счастье было так возможно…

_DSC3055

Очень удачно вошли в постановку молодые актеры, которые сменяют несколько ролей: они и гости в доме Туркиных, и врачи и даже памятники на кладбище. Особенно хорош Егор Разливанов в роли камердинера Павы.

_DSC3048

Присутствие в афише художника-постановщика Максима Обрезкова всегда обещает визуальную красоту даже при минималистичных декорациях. Сценография очень напомнило черно-белое кино, где мало слов и все кружатся, танцуют и носятся под музыку Чайковского. А еще перед глазами сразу встали сцены из «Войны и мира» Римаса Туминаса. Только в этой композиции выбиваются из кадра два красных пятна: графиня (Ирина Смирнова) и художник (Павел Юдин), по задумке режиссера появившихся из романа, сочиненного матерью Кати (Мария Шастина), и добавивших в спектакль элементы комедии дель арте, снижающие градус накала на сцене.

_DSC3063

Постановка вышла эстетически красивой с хорошим светом, сценографией и подобранными костюмами, прекрасными актерскими работами и великолепным музыкальным обрамлением классического текста.

, , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *