Театр Вахтангова в очередной раз гостеприимно открыл свои двери для Омского государственного академического театра драмы. Московский зритель уже полюбил омичей, неоднократно привозивших в столицу свои шедевры. В этот раз на суд зрителей предстали 6 спектаклей: «Любовь и голуби», «С днем рождения, папа!», «Гроза», «На чемоданах», «Мой дедушка был вишней».
фото с сайта театра
Первым в моем списке был спектакль «Небо позднего августа», режиссером которого является Петр Шерешевский, личность широко известная театралам. На московских сценах с успехом идут несколько его постановок. Поэтому и огромный зал Вахтанговского театра был раскуплен полностью задолго до начала гастролей.
В своей омской постановке Шерешевский объединил сразу три пьесы современных драматургов: «Как я простил прапорщика Кувшинова» Ивана Антонова, «Переспать с Леной и умереть» Тони Яблочкиной и «Небо позднего августа» Игоря Яковлева. Почти 3,5 часа с двумя антрактами,
3 параллельных истории. Казалось бы на каждую выделено по действию до следующего антракта. Но нет, это был бы не Шерешевский. Три разных истории от трех разных авторов у него развиваются одновременно, переходя друг в друга, пересекаясь и дополняя друг друга, превращаясь в одну целую историю про нас, про нашу сегодняшнюю жизнь. Ведь даже на экране выставляются года происходящего: 2019-2021.
Всё действие разворачивается в довольно аскетичных декорациях белой комнаты с белой мебелью, ванной и огромной собакой, принадлежащей Алексею из «Переспать с Леной и умереть». С ней герой, переживающий кризис среднего возраста, сопровождающийся кризисом и в семейных отношениях, уходит гулять, убегая от всего. На этой же огромной псине он периодически лежит. На контрасте с ней — миниатюрная деревня, помещающаяся на столе (из «Небо позднего августа»). И опять рассказ о потерянном человеке: дед собирает семью, чтобы решить, что делать с яблоней. Этакий Чеховский вишневый, но теперь яблоневый сад. В «Как я простил прапорщика Кувшинова» музыкант Толик, пересевший за руль такси, каждый раз оправдывается перед мамой, когда пьет с собутыльником и во всех своих неудачах винит прапорщика, много лет назад сломавшего его гитару. Во всех трёх историях сквозит одиночество и тоска, неудовлетворенностью своей жизнью. Герои много говорят, но по сути ничего не делают для того, чтобы что-то изменилось.
А вот актерская игра блестящая. И почерк режиссера угадывается сразу: большие экраны, кто-то чистит зубы, кто-то ест руками из банки, кто-то моется в ванной. В «Мария Стюарт» в МТЮЗе практически один в один. И обязательные музыкальные вставки. Песни подобраны идеально. И Жан Поль Сартр не зря прозвучал. И без юмора было бы тоскливо.
Но точка ни в одной истории не поставлена, чем всё закончилось. Алексей так и не переспал с Леной, Толик так и не набил морду прапорщику, яблоню свалили, но судьба сада так и не решена. Или черное небо в конце спектакля — жизнь в потемках своей души – такая точка? И эта песня Леонтьева в конце в замедленном темпе: «все бегут, бегут, бегут, а он горит». А вот куда бегут…? в никуда? Каждый, конечно, увидит в спектакле своё. Шерешевский никогда не говорит в своих поставках в лоб. Для зрителей у него огромное поле для размышлений, кого где тригернет. А может быть в зале кто-то узнает себя и сделает что-то со своей жизнью…