Выставка «Уют и Разум. Фрагменты художественной жизни Москвы 90-х»

Выставка открывается в Музее Москвы (Зубовский бульвар, 2, первый корпус)
Выставка «Уют и Разум» реконструирует художественную жизнь Москвы первого постсоветского десятилетия. В залах музея будет представлено более 200 произведений 1990-х годов: от живописи и графики до видеоарта и инсталляций. Многие работы будут выставлены впервые, а нереализованные ранее инсталляции — выстроены по чертежам художников.
Основа экспозиции — работы художественных групп «Инспекция “Медицинская герменевтика”», «Облачная Комиссия», «Россия», «ТаРТу», «ФенСо», «Четвертая высота». Участники этих объединений относятся к младшему поколению московских концептуалистов, которое сформировалось к концу 1980-х годов. Вслед за старшим поколением — Ильей Кабаковым, Виктором Пивоваровым, Виталием Комаром, Александром Меламидом, Андреем Монастырским и другими — младоконцептуалисты делают центром своих художественных практик не столько сам объект — картину, рисунок или скульптуру, сколько идею и концепцию, для которой подбирается наиболее подходящая форма воплощения. Художники этого круга стали уделять больше внимания интересам отдельной личности. Герои их произведений часто мечтают, придумывают себе альтернативные миры, как в фильмах или компьютерных играх, стирают границы между сновидением и реальностью. Так, ведущим мотивом выставки в Музее Москвы станет сон, который художники этого направления считали высшим проявлением личной свободы.
Название выставки заимствовано из текста «Уют и Разум» 1994 года, в котором писатель, теоретик и сооснователь группы «Инспекция “Медицинская герменевтика”» Павел Пепперштейн размышляет о силе языка — важной категории в творчестве представленных художественных групп. В контексте выставки слова «Уют» и «Разум» приобрели новое, автономное значение. Экспозиция будет поделена на две условные части: пространство «Уюта», где будут размещены произведения художников, и пространство «Разума», где можно будет увидеть артефакты художественной жизни 90-х — фотографии, афиши, приглашения и каталоги выставок.
«“Медгерменевтика” была не только инспекцией или сторонним взглядом, она также была, как писал Павел Пепперштейн, “лабораторией искусственных идеологий”, которая расширяла привычный взгляд на вещи и размывала границы концептуального метода, — говорит один из кураторов выставки Дарья Тишкова. — Художник становится метафизическим контрабандистом, доставляющим нам свое искусство из свободного мира сновидений. Мерцание смыслов, объектов и картин превращает пространство выставки в обсерваторию искусства, а процесс наблюдения — в магию жизни. Мы ставили целью показать не только сами произведения и передать их идеи, но и погрузить зрителя в волшебный сон ощущений».
Вслед за младоконцептуалистами посетители выставки отправятся в путешествие по снам, фантазиям и знаковым местам 90-х. Сначала зрители попадут в комнату Павла Пепперштейна на Речном вокзале, где когда-то встречались и обсуждали свои проекты «медгерменевты». Затем их ждет выездная лаборатория «Облачной Комиссии» — юрта с работами и документами участников группы, инопланетные леса «ФенСо» и Сергея Шутова, сказочные герои графики Александра Мареева и Андрея Соболева. В «Комнате архива» раскрывается топография художественной жизни: через каталоги, фотографии и видео будут показаны первые выставки первых московских галерей. В конце пути каждый может попасть на рейв 90-х: посмотреть видеоработы, созданные художниками для вечеринок культового московского клуба «Птюч».
Также специально для проекта по чертежам и эскизам 1990-х годов впервые созданы несколько инсталляций. Художники получили возможность взглянуть на свои идеи 20 лет спустя и реализовать их в залах Музея Москвы. Среди таких работ — «Маршак Поднебесный Таврический (Юрт-каст)» художников Дмитрия Лигейроса и Аркадия Насонова из «Облачной Комиссии», «Комнатка за перегородкой. Государственная квартира на Речном» и «Конец СССР» Сергея Ануфриева, Павла Пепперштейна и Владимира Фёдорова из «Инспекции «Медицинская герменевтика»».
Заглавным изображением афиши выставки стал рисунок одного из бланков «Облачной Комиссии» — самой многочисленной художественной группы 90-х, в которую вошли почти полторы сотни участников, в том числе и члены других групп: Павел Пепперштейн, Сергей Ануфриев и Владимир Фёдоров из «Инспекции “Медицинская герменевтика”», Антон Смирнский и Антон Черняк из «ФенСо», Иван Дмитриев из «России», Александр Мареев, Сергей Шутов, Владислав Мамышев-Монро и многие другие. Образ облаков связан с мечтами и фантазиями и созвучен сну. Также на афише можно увидеть листья, которые вдохновлены холстами еще одного участника «Облачной Комиссии» — Владимира Могилевского. В инсталляции «Осень Средневековья» он перенес древа королевских династий на холсты, превратив их в цветные деревья.
Музей Москвы как музей, рассказывающий о городе во всех его проявлениях, продолжает серию выставок о московской художественной жизни. Проект «Уют и Разум» хронологически следует за выставкой 2015 года «Духовка и нетленка. Фрагменты из жизни» о советском неофициальном искусстве и квартирных выставках.
«Уют и Разум» — это первый дипломный проект из серии выставок в рамках совместной магистерской программы НИУ ВШЭ и Музея современного искусства «Гараж» «Практики кураторства в современном искусстве», над которым работали студенты первого набора Дарья Тишкова, Иван Карамнов, Елена Бугакова и Таисия Струкова.
Параллельно выставке пройдет публичная образовательная программа. На лекциях, дискуссиях и экскурсиях можно будет больше узнать о феномене групп 90-х и творчестве отдельных художников.
Участники:
Группа «Инспекция “Медицинская герменевтика”», Группа «Облачная Комиссия», Группа «Россия», Группа «ТаРТу», Группа «ФенСо», Группа «Четвертая высота», Сергей Ануфриев, Татьяна Деткина, Дмитрий Дульфан, Жека Кемеровский, Дмитрий, Лигейрос, Владислав Мамышев-Монро, Александр Мареев, Владимир Могилевский, Аркадий Насонов, Павел Пепперштейн, Андрей Соболев, Владимир Фёдоров, Сергей Шутов
Партнёры и собрания:
Архив Музея современного искусства «Гараж», Собрание Сергея Воронича, Собрание Филиппа Кусакина, Собрание Евгения Семёнова, Собрание Максима Тихомирова, Собрание Петра Ширковского, FenSo Museum, XL Галерея.
ФенСо. FenSo and JVC. 1994. Из коллекции FenSo Museum
, , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *