Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина открыл выставку «Возвращение воина. Уникальная италийская фреска IV века до н.э. из собрания Воронежского областного художественного музея имени И.Н. Крамского».
Шедевр мирового уровня впервые представлен широкой публике, пройдя сложный и длительный путь по реставрации во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И.Э. Грабаря, которая дала возможность сохранить фреску в максимально аутентичном виде.
Плита была разломлена надвое, специалисты освобождали ее от толстого слоя пыли и соединяли фрагменты специальным клеем. Но, как утверждают сотрудники музея, для 2х с половиной тысяч лет ее сохранность просто фантастическая. Античная живопись, несмотря на годы существования, выглядит почти в первозданном виде: такой, какой ее создавал автор. На оштукатуренной туфовой плите изображен молодой кудрявый всадник верхом на рыжем коне, который возвращается домой с победой. На воине — короткая кираса и золотой пояс, надетые поверх красной туники. А на плече — трофей, висящий на копье: обагренная кровью врага белая туника.
Уникальная фреска была частью античной гробницы-цисты в Италии, в которых хоронили высшее сословие. В такой перекрытый плоской или двускатной крышей каменный прямоугольный ящик помещали тело умершего вместе с погребальными дарами. Внутренние стены цисты расписывали, сложность декоративной программы зависела от статуса заказчика и пожеланий семьи.
Этот фрагмент росписи, найденный в ноябре 1871 года на территории античной Капуи (современная Санта-Мария-Капуя-Ветере) в области Кампания на юге Италии, был приобретен для частной коллекции семейства Дориа. Впоследствии Джакомо Дориа продал его в музей Дерптского (с 1893 по 1919 — Юрьевского) университета при посредничестве археолога и арт-дилера Вольфганга Гельбига. После Октябрьской революции фрагмент попал в Музей древностей и изящных искусств Воронежского университета, открытый в 1918 году. С 1933 года фреска хранилась в Воронежском художественном музее и не экспонировалась.
В древних аристократических культурах образ всадника универсален и всегда элитарен. А конь — ценное животное, обладание которым подчеркивает высокий социальный статус владельца. Однако всадник, изображенный на фреске из Воронежского музея, — не просто воин, а воин-победитель, возвращающийся с поля боя, о чем красноречиво свидетельствует его трофей.
Первый опыт экспонирования воронежской фрески — это тоже своего рода «возвращение» всадника из небытия и безвестности, из глубины времен, когда около двух с половиной тысяч лет назад роспись была создана анонимным мастером. Теперь живопись предстает перед зрителями почти в первозданной свежести и яркости красок. Выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина позволит, хотя бы отчасти, вернуть самнитскому всаднику-герою его статус и значение.
Насладиться выставкой и воином, встретиться с ним после тысячелетнего затворничества можно в Главном здании музея в зале № 16 «Искусство Древней Греции» по входному билету в музей.