Премьера. «Летучий голландец» Р. Вагнера

НОВАЯ ОПЕРА ОТКРЫВАЕТ 33 СЕЗОН

Премьера. «Летучий голландец» Р. Вагнера

В октябре 2023 года Московский театр Новая Опера имени Е.В. Колобова откроет 33 сезон. Первой премьерой станет постановка оперы «Летучий голландец» Рихарда Вагнера. Показы состоятся 6, 8, 10, 12 октября. Спектакль готовит творческая команда, известная смелыми сценическими решениями и новаторскими трактовками произведений: музыкальный руководитель и дирижер Филипп Чижевский, режиссер-постановщик Константин Богомолов, художник-постановщик Лариса Ломакина.

Этот спектакль – первый опыт совместной постановки двух российских театров: Московского театра Новая Опера имени Е.В. Колобова и Пермского театра оперы и балета имени П.И. Чайковского. На пермской сцене показы прошли в апреле 2023 года. О практике совместных постановок как о действенном инструменте обогащения и обновления репертуара директор театра Новая Опера Антон Гетьман подробно рассказал в паблик-токе «Поверх барьеров. Театральная копродукция как художественная политика» в Перми. Видеозапись встречи доступна по ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=q1VRITM2SSM

Антон Гетьман: «Только разнообразие оперного репертуара позволяет поддерживать постоянный зрительский интерес. При этом создавать новое гораздо эффективнее, скооперировавшись с кем-то. Помимо того, что сам формат совместной постановки очень привлекателен, он открывает колоссальные профессиональные, творческие возможности для театров-копродюсеров. Это тот случай, когда выигрывают все, а самое главное – выигрывает зритель».

Постановка «Летучего голландца» Р. Вагнера посвящена сразу нескольким датам: 210-летию со дня рождения композитора (1813–1883) и 180-летию со дня мировой премьеры оперы в Дрездене (1843). В России оперу впервые исполнили 125 лет назад в рамках петербургских гастролей немецкой труппы Ганса Рихтера (1898). Через несколько лет состоялась первая российская постановка в Большом театре (под названием «Моряк-скиталец», 1902). На этой же сцене был реализован исторический проект: в 2004 году «Летучий голландец» стал первым спектаклем-копродукцией, осуществленной вместе с Баварской оперой. Символично, что сегодня именно это произведение создало еще один прецедент – первую театральную копродукцию внутри России.

Вагнер на протяжении всей жизни возвращался к партитуре «Летучего голландца», создавая новые редакции. Постановка Пермского театра и Новой Оперы – обращение к первой версии произведения, написанной в 1841 году. Вдохновившись новеллой Г. Гейне «Из мемуаров господина фон Шнабелевопского», а также получив сильнейшее впечатление от шторма по пути из Риги в Лондон, композитор создал либретто для Парижской оперы, но в сочинении музыки для постановки в этом театре ему было отказано. На основе его текста Пьер Луи Дитш написал оперу «Корабль-призрак». Вагнер же продолжил работу над произведением и создал романтическую оперу в одном акте и трех сценах (1841). При жизни композитора эта версия не исполнялась. К моменту премьеры в Дрезденской опере в 1843 году произошли радикальные преобразования: структура стала трехактной, изменены тональный план и оркестровка, действие перенесено из Шотландии в Норвегию, в связи с чем исправлены имена героев. Лишь в 1983 году издательство Shott впервые опубликовало оригинальную редакцию партитуры.

Музыкальный руководитель и дирижер Филипп Чижевский: «Первая редакция – шедевр точности, графичности, структурности, но главное – это высказывание по-настоящему радикального художника, произведение, написанное человеком, вставшим на путь воина, путь бескомпромиссного творческого поиска» (из интервью Дмитрия Ренанского, Пермь, 2023).

Для Новой Оперы музыка Рихарда Вагнера – репертуарная ценность. В афише театра – оперы «Лоэнгрин» и «Тристан и Изольда». Теперь эти вершины вагнеровского искусства дополнит «Летучий голландец» – опера, только открывающая путь в зрелый период творчества композитора. Но именно здесь формируется его индивидуальный стиль, основанный на единстве музыки и драмы, симфонизации оперы, сквозном музыкальном развитии. Опираясь на оперную традицию прошлого, «он сосредоточился на энергии движения, воплощаемой всеми доступными музыканту средствами» (Анна Порфирьева, из материалов к постановке в Перми).

Филипп Чижевский: «Из стилевых и жанровых моделей, которыми Вагнер жонглирует в “Голландце”, и в самом деле можно составить целый каталог: речитативы secco, речитативы accompagnato, шубертовская Lied, абсолютно импрессионистские по звучанию эпизоды, классицизм, над которым он так изящно смеется… Всё это как-то удивительно органично сосуществует в сознании композитора – причем он, что характерно, не стремится спрятать швы, а, наоборот, выворачивает их наружу, подчеркивая и гиперболизируя все острые углы, возникающие на границах разных стилей. Когда ты слушаешь “Голландца”, в воображении рисуется образ Франкенштейна, сотворенного из частей тела других людей – не пугающий, но невероятно притягательный» (из интервью Дмитрия Ренанского, Пермь, 2023).

Сценическое решение режиссера-постановщика Константина Богомолова подчеркивает несколько важных тем, поднятых Вагнером в «Летучем голландце». Прежде всего, приковывает внимание трактовка образа главного героя. Исследователи творчества композитора сравнивают Летучего голландца, бросившего вызов высшим силам, с Манфредом, Фаустом, Максом из «Вольного стрелка» К.М. фон Вебера. Интересна ассоциация с героем «Фиделио» Л. ван Бетховена – заключенным Флорестаном, которого от смерти в тюрьме спасает жена Леонора. Известно, что юный Рихард Вагнер был в восторге от исполнения «Фиделио» в Дрезденской опере, в эссе об этой музыке он связывал замысел Бетховена с идеей искупления, которая прослеживается и в «Летучем голландце». Проводя параллель с Флорестаном, становится очевидно, что Голландец – тоже невольник судьбы, который мечтает об освобождении благодаря верной любви. Именно невольником, заключенным, особо опасным преступником он и предстает в спектакле Константина Богомолова.

Константин Богомолов: «Для нас с Филиппом Чижевским было принципиально, что в “Летучем голландце” мы не вторгаемся в структуру произведения, не вспарываем музыкальную ткань паузами или вставками стороннего материала. При этом характер взаимодействия с музыкой, наверное, у нас по-прежнему куда более вольный, чем обычно принято в опере – с гораздо более нигилистическим (в хорошем смысле) отношением к этому священному чудовищу, к партитуре» (из интервью Дмитрия Ренанского, Пермь, 2023).

Основой для либретто оперы стала не только новелла Гейне, но и народные легенды о корабле-призраке. Более того, эпос, мифы, саги воплотились и в последующих сочинениях Вагнера. Константин Богомолов и его постоянный соавтор – художник-постановщик Лариса Ломакина – развили эту тему в новом ключе, учитывая первую премьерную площадку (Пермскую оперу) и отталкиваясь от реальностей Пермского края. Так в спектакле появились отсылки к местным архитектурно-этнографическим элементам, традиционным костюмам.

Лариса Ломакина: «В музыке проявилась склонность Вагнера к эпическим историям, не к бытовым. Поэтому мы решили сделать декорацию не реалистической, а в некотором смысле формальной – если воспринимать это слово положительно, формальной в хорошем смысле слова. В ней нет реалистичных элементов, но восприятие ее элементов вполне реалистично. Мы постарались использовать то, что у большинства людей, с которыми я разговаривала, ассоциируется с понятиями “русская деревня”, “Русский Север”, “Предуралье”. Большинство мнений: это старое, обветренное, почти серебряное дерево» (из интервью Юлии Баталиной, Пермь, «Новый компаньон», 2023).

Премьера в Перми в апреле 2023 года предсказуемо стала событием, которое вызвало множество откликов. Рецензии критиков доступны по ссылке:

https://novayaopera.ru/events/news/smi-o-premere-spektaklya-letuchij-gollandecz/

Маэстро Филипп Чижевский, режиссер Константин Богомолов и художник Лариса Ломакина впервые представят постановку в Новой Опере. В таком составе эта творческая команда успешно дебютировала в 2018 году в Московском академическом музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко (оратория «Триумф Времени и Бесчувствия» Г.Ф. Генделя), затем в 2021 году состоялась постановка «Кармен» Ж. Бизе в Пермской опере. Филипп Чижевский уже сотрудничал с Новой Оперой ранее: в январе 2023 года он подготовил концертную программу «Адамс, Брамс, Брукнер» в рамках Крещенского фестиваля. В новом сезоне также запланировано его участие в Крещенском фестивале и цикле симфонических программ «Брукнер+».

В постановочную группу спектакля вошли: художник по свету Иван Виноградов, художник по видео Алан Мандельштам, моушн-дизайнер Михаил Мясников, хормейстер Юлия Сенюкова.

Главные партии репетируют ведущие солисты Новой Оперы. В роли Голландца – Анджей Белецкий, участник многих премьерных спектаклей последних сезонов («Кармен» Ж. Бизе, «Стиффелио» Дж. Верди, «Иоланта / Карлик» по операм П.И. Чайковского и А. фон Цемлинского); Андрей Борисенко, исполняющий и классические, и современные оперы («Доктор Атом» Дж. Адамса). Для обоих артистов музыка Вагнера входит в основной репертуар (партия Фридриха фон Тельрамунда в «Лоэнгрине»). В роли Сенты – Марина Нерабеева, лауреат премии «Золотая Маска» за исполнение партии Мари и Мариэтты в спектакле «Мертвый город» Э.В. Корнгольда; Ольга Терентьева, успешно исполняющая главные партии в постановках вагнеровских произведений в Новой Опере и Мариинском театре (Эльза в «Лоэнгрине», Изольда в «Тристане и Изольде»).

 

 

Летучий голландец

 

, , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *