Валерий Гергиев в Зарядье

Рихард Вагнер «Гибель богов»
Тетралогия «Кольцо нибелунга», часть IV

17 апреля 2022 Воскресенье 17.00 Большой зал

Солисты, хор и
Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижёр – Валерий Гергиев
#вагнер
Купить билет
Корзина

Действующие лица и исполнители:

Зигфрид – Михаил Векуа, тенор
Гунтер – Евгений Никитин, бас-баритон
Хаген, сводный брат Гунтера – Михаил Петренко, бас
Альберих, нибелунг, отец Хагена – Роман Бурденко, баритон
Брунгильда, жена Зигфрида – Татьяна  Павловская, сопрано
Гутруна, сестра Гунтера – Евгения Муравьёва, сопрано
Вальтраута, валькирия, сестра Брунгильды – будет объявлено позднее
Первая норна – Екатерина Сергеева, меццо-сопрано
Вторая норна – Ирина Васильева, сопрано
Третья норна – Жанна Домбровская, сопрано
Дочери Рейна:
Воглинда – Жанна Домбровская, сопрано
Вельгунда – Ирина Васильева, сопрано
Флосхильда – Екатерина Сергеева, меццо-сопрано

«Моя музыка страшна, это омут, полный ужаса и величия!» – сказал Вагнер о главном творении своей жизни, гигантской оперной саге «Кольцо нибелунга». Эти слова особенно точно характеризуют последнюю оперу цикла – «Гибель богов». С нее, вернее – с ее текста, Вагнер начинал работу над «Кольцом»; тогда его драма называлась «Смерть Зигфрида». Оба названия предупреждают: хеппи-энда не будет, Нибельхейм победит Валгаллу. В «Гибели богов» царят ненависть, зависть, обман, ревность, агрессия, здесь манипулируют, предают и убивают ударом в спину. Вещие норны прядут нить неотвратимой судьбы, а силы тьмы плетут интриги против сил света. Музыка, как всегда у Вагнера, служит драме; более того, в ней драма прежде всего и сосредоточена, именно поэтому потрясение от «Гибели богов» гарантировано даже в отсутствие сценического воплощения. В оркестровке много темных тонов: низкие духовые, медные с сурдинами. Вагнер суров со своими слушателями, но все же не беспощаден: в партитуре немало и очень светлых страниц. Свежими, жизнерадостными красками написана симфоническая картина «Путешествие Зигфрида по Рейну».

На противоположном полюсе – «Траурный марш на смерть Зигфрида», трагическая кульминация всего вагнеровского эпоса. И симфонические эпизоды, и партитура в целом пронизаны лейтмотивами – емкими музыкальными эмблемами, которыми композитор-реформатор последовательно снабдил героев, семьи, предметы, явления природы, психические состояния и даже философские категории. Новых лейтмотивов в «Гибели богов» всего с десяток, остальные – около сотни – уже хорошо известны тем, кто не пропустил предыдущие части квадриптиха. Из-за обилия знакомого материала некоторые критики рискуют называть «Гибель богов» оперой-попурри, однако надо отдать должное бездонной фантазии Вагнера: в умении переосмысливать и варьировать свои музыкальные идеи ему нет равных.

В самом конце «Гибели богов» звучит мелодия, которую принято называть лейтмотивом любви-искупления. Прежде Вагнер использовал эту тему лишь единожды, в «Валькирии», когда совершенно отчаявшейся Зиглинде было предречено рождение героя-спасителя, Зигфрида. В финале истории Зигфрид погибает, Валгалла горит, а «из развалин обрушившегося дворца мужчины и женщины, глубоко потрясенные, смотрят на разгорающийся небесный пожар». И тогда гениальный драматург Вагнер произносит свое последнее слово: оркестр очень тихо играет нежную мажорную музыку, полную любви, утешения и надежды. Человечество продолжает жить.

Организатор: НО «Благотворительный фонд «Фонд Валерия Гергиева»

4a166f08601b9a13690569d5220b827a

, ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *