В минувшую субботу рок-оперу «Преступление и наказание» по одноименному роману Достоевского в Московском театре мюзикла дали в 250-й раз. Постановка с успехом идет на сцене названного театра уже более восьми лет. И в успехе этом сомневаться не приходится! Самое начало лета, жара, а зал полон — московская публика в первый летний вечер голосует в пользу русской классики в исполнении артистов Театра мюзикла, кричит им «Браво!» и громко аплодирует стоя. Не зря художественный руководитель театра Михаил Швыдкой, приветствуя зрителей, выразил надежду на то, что в репертуаре этот спектакль будет жить еще долго и отметит свое пятисотое представление.
Идея воспеть всем известный роман Достоевского, облачив письменный замысел литературного классика в мюзикл, принадлежит знаменитому режиссеру Андрею Кончаловскому. Он же стал режиссером этой постановки, сопродюсером и автором либретто.
На сцене — Петербург. Только действие перенесено из второй половины 19-го века в 90-е годы прошлого. И это перемещение во времени, пожалуй, лучше растолковывает современному зрителю замысел великого русского писателя, дает понять, что во все времена человек имеет одни и те же пороки, заботы и стремления и нуждается в любви, понимании и сострадании.
В мрачный, пагубный, неприглядный мир героев романа «Преступление и наказание» в Московском театре мюзикла добавили своих неповторимых красок. Например, декорации сочетают и серость Петербурга Достоевского и яркость бытия, колоритно показывают характеры героев.
Художником-постановщиком мюзикла стал Мэтт Диили. Сценографию он изучал в лондонской школе Motley Teatre Design Course. Над различными шоу и музыкальными постановками по известнейшим литературным произведениям работает в странах Европы, в США, Великобритании, сотрудничает и с современными исполнителями, к примеру, с рэпером Канье Уэстом, певицей Рианной. Был арт-директором церемонии открытия 30-х летних Олимпийских игр в Лондоне в 2012 году, а на церемонии закрытия тех же Игр работал в качестве художника-сценографа. Кроме того, именно этому мастеру доверили восстанавливать постановку «Спящая красавица» 1946 года Королевского балета Великобритании.
Над костюмами работала Тамара Эшба — штатный художник-модельер МХТ имени Чехова. Она придумывала костюмы и для ряда других больших театральных проектов, а также для фильмов Авдотьи Смирновой «Отцы и дети», «Дама пик» Павла Лунгина.
За арии героев мюзикла отвечали композитор Эдуард Артемьев и поэт Юрий Ряшенцев. Перед ними стояла сложная задача — современным языком посредством музыки и стихов передать смысл литературного произведения, которому более 150-ти лет, сделать это понятно и динамично, чтобы публике не пришлось зевать или скучать, да еще стать соавторами самого Федора Михайловича Достоевского. Но поскольку за дело взялись настоящие мастера, эта высота была ими покорена.
В представлении ни Артемьев, ни Ряшенцев не нуждаются, их сочинения прекрасно знает каждый любитель кино. Мы лишь напомним, что музыка Эдуарда Николаевича звучит в таких знаменитых фильмах, как «Солярис», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Сталкер», «Сибириада», «Родня», «ТАСС уполномочен заявить», «Курьер», «Визит к Минотавру», «Утомленные солнцем», «Сибирский цирюльник», «Водитель для Веры», «Легенда № 17», «Нюрнберг» и в других не менее известных кинокартинах. Полтора года назад композитор ушел из жизни, но его музыка продолжает жить и на сцене Московского театра мюзикла.
Наверняка каждый хоть раз напевал «Пора-пора-порадуемся на своем веку». Строки этой песни, как и многих других очень популярных (например, другие шлягеры из «Мушкетеров» и хиты из «Гардемаринов»), принадлежат перу Юрия Ряшенцева. Содержание сложного текста романа Достоевского в стихах Юрия Евгеньевича звучит легко и понятно.
Тяжелые события «Преступления и наказания» в одноименном музыкальном спектакле вообще смотрятся на одном дыхании. И это, конечно, заслуга его создателей. Постановка удостоена престижной театральной премии «Золотая маска» в двух номинациях: «Работа композитора в музыкальном театре» и «Оперетта-мюзикл/женская роль» (Соня в исполнении Марии Биорк).
«Это было сильно!», «Я даже не думал, что Достоевского можно пропеть», «Придем еще!», говорили зрители после представления. И среди них действительно были те, кто приходит на этот спектакль во второй и даже в третий раз.
В ближайшее время «Преступление и наказание» будет идти в Театре мюзикла (teamuz.ru) до 16 июня включительно. И в предстоящем сезоне постановка обязательно будет представлена в репертуаре театра. Обратите внимание, что спектакль рекомендован к просмотру для зрителей с 16-ти лет.
Федор Михайлович и его герои ждут вас в Московском театре мюзикла!
Наталья Колобова
Фото предоставлены пресс-службой театра