Моноспектакль «Старик и море» на сцене Арт-кафе Театра Вахтангова

Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова в качестве первой премьеры сезона представил зрителям моноспектакль Григория Антипенко «Старик и море» по повести Эрнеста Хемингуэя в постановке Павла Сафонова.

105-й, юбилейный сезон Театр им.Вахтангова начал со знаменитой повести «Старик и море», впервые обратившись к творчеству одного из главных писателей-пацифистов XX века Эрнеста Хемингуэя, получившего за свое произведение Пулитцеровскую премию за 1953 год и Нобелевскую премию по литературе в 1954 году. Эта повесть стала последним прижизненно опубликованным произведением Хемингуэя.

Предваряя показ спектакля, режиссёр Павел Сафонов рассказал: «Спектакль этот возник внезапно достаточно, в прошлом году мы его собрали. Гриша Антипенко сказал, что есть возможность сделать локальную работу. Мне стало интересно, я подумал, почитал разные произведения, но в итоге перечитал «Старик и море» и понял, что давно эта вещь внутри меня жила. Я её читал в разное время своей жизни, но не было возможности в это погрузиться. Мне кажется, в этом произведении много чистоты, благородства, поэзии хемингуэевской. Много беззащитности детской, наивности по отношению к людям на Земле, к нашей жизни. И при этом много мужества, силы и веры в то, что стоит идти до конца, своим путем».

Своим спектаклем вахтанговцы сразу задают неимоверную высоту в наступившем театральном сезоне, поставив легендарное и такое объемное произведение в камерном пространстве Арт-кафе, где всё держится на одном актере, находящемся на таком расстоянии от зрителя, что нет права не просто на ошибку, а даже на намек на нее. Любая фальшь будет считана сразу даже в выражении глаз. Это особый вызов и для режиссера, и для актера. Но Григорий Антипенко гениально влился в свой образ, вернее даже несколько, ведь здесь он и рыбак Сантьяго, и мальчик по имени Манолин, и рассказчик. А еще, кажется, он сам становится и морем, и той самой рыбой, с которой боролся Старик, настолько ярко и пронзительно рассказывая обо всех событиях. Час двадцать Антипенко живет на сцене, рассказывая историю без помощи современных мощных технологий, экранов и каких-то других вещей.  Максим Обрезков, отвечающий за сценографию и костюмы, предложил использовать всего лишь нехитрые, но «живые» атрибуты: скамью, песок, камни, ведро с водой и табурет. Зато стены пребразились тканью в застывший блеск моря, а может застывший воздух. Помогают создавать реальность особая музыка и свет (художник по свету Руслан Матвеев). И вот в этом пустом пространстве со скамейкой, песком и табуреткой удается вскрыть воображение зрителя и донести до него целый мир, объем и слово.

Но «Старик и море» — это не просто рассказ о борьбе человека с природой. Кроме линейной истории, это еще и мощное высказывание Хемингуэя, которое Павел Сафонов определил как: «Моноспектакль Григория Антипенко о том, что проиграв, Человек открывает для себя возможность любить и не терять ни своего достоинства, ни снов… которые и являются, по сути, той ценностью, которую ни у кого не отнять… Мир жесток и безжалостен ко всем, но и мы жестоки, поэтому важно ощутить эту взаимосвязь и искать равновесия».

, , , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *