Первой премьерой нового театрального сезона 2025/2026 в Театре им. Вл. Маяковского стал спектакль «Сны моего отца 2.0» Егора Перегудова.

Это вторая версия его же постановки, выпущенной в РАМТ (Российском академическом молодежном театре) в мае 2021 года. После приостановки показов по разным причинам, возникла идея переехать в Театр Маяковского. В новой редакции спектакля к одноименной философской сказке современного писателя Романа Михайлова Перегудов решил добавить другие произведения этого автора из сборников рассказов «Праздники» и «Ягоды». Зато как символ остался актер РАМТа Денис Шведов, играющий роль Урода. Остальной состав обновился из труппы Маяковки – это заслуженный артист РФ Сергей Рубеко (отец), Володя(Сергей Беляев), Иван Выборнов (Диджей), Олег Сапиро (Человек пути), заслуженные артисты РФ Сергей Удовик (Человек войны), Вячеслав Ковалев (Ефрейтор) и другие актеры.

Рассказать о спектакле, жанр которого определен как «диорама безумия» — задача со звездочкой. Это спектакль-сон, спектакль-сюр. В центре — отец, который вместо своих снов видит чужие кошмары, и его сын Володя, которому снятся друзья детства. Вместе с Уродом и Диджеем он отправляется в путешествие в деревню за деревянными ложками. По словам режиссера этот путь становится путем взросления. В такое пограничье сна и реальности Перегудов вместе с актерами помещает и зрителя, который тоже ныряет в этот сон с головой. У него просто нет другого выхода, потому что сценография Владимира Арефьева поглотит его даже против воли. А она действительно потрясающая. Такой не встретить больше ни в одном театре. Зрители находятся внутри спектакля, сидя на поворотном кругу Основной сцены, вращающемся на все 360 градусов. С дымом и ветром мимо мелькают плакаты, странные люди, ведущие не менее странные разговоры. Кстати, ветер – еще одно главное действующее лицо. Именно он размазал лицо героя Дениса Шведова и сделал его Уродом. Ветер дует и на зрителей, иногда практически сдувая из вентиляторов. Периодически поднимается занавес, и действие выплескивается в зрительный зал с картонными собаками в вымершей деревне. Но и это не всё. Чтобы закрутить абсурд да максимума сверху на зрителя спускается бумажный лес, звучат выстрелы и взрывы, играет музыка, и даже показывают лазерное шоу.
И вдруг неожиданно сентиментальное завершение спектакля стихотворением Бориса Рыжего, которое читает персонаж Сергея Беляева:
«Я за отца досматриваю сны:
прозрачным этим озером блуждаю
на лодочке дюралевой с двустволкой,
любовно огибаю камыши,
чучела расставляю, маскируюсь
и жду, и не промахиваюсь, точно
стреляю, что сомнительно для сна.
Что, повторюсь, сомнительно для сна,
но это только сон и не иначе,
я понимаю это до конца.
И всякий раз, не повстречав отца,
я просыпаюсь, оттого что плачу.»
В конечном итоге – это правда было очень круто. Сюр снов визуализирован мастерски. Машинерия на уровне фантастики. Актеры великолепны. Спектакль летит в пространстве и времени в буквальном смысле. А смыслы искать и обдумывать можно еще долго.