Вот уже неделю анализирую и думаю о спектакле, который посмотрела в Гоголь-центре. «Страх и отвращение в Москве».
Поставлен по мотивам известного романа Хантера Томпсона, только здесь местом событий выступает Москва, а не Лас-Вегас. Время действия переносится в настоящее, а место — в столицу России. И соответственно появляются совершенно новые смыслы, затрагивающие именно наше поколение, нашу страну и наших людей.
Как написано в аннотации к спектаклю, «от оригинального романа новый спектакль унаследовал не только форму роуд-муви, но и принципы Гонзо-журналистики, создателем и главным идеологом был Хантер Томпсон». Для справки: этот подход к написанию текстов отрицал возможность объективного взгляда на реальность, а в центр повествования ставил самого репортёра, его личные ощущения о происходящем вокруг.
Итак, спектакль «Страх и отвращение в Москве» — абсолютно самостоятельное новое произведение, режиссером которого является Филипп Авдеев, один из актеров «Седьмой студии» и Егор Прокопьев.
Я бы назвала увиденное — психоделический неоновый трип, местами страшный, гнятущий, отвратительный, но такой интересный, острый и злободневный. Целая история о Москве, которая представляет собой одну абсурдную, а вроде такую знакомую для москвичей ночь, вытекающую в огромную историю о поколении и России.
Было очень много отсылок к сказкам, мультикам, все это чрезвычайно органично вписывалось в диалоги героев. Все персонажи невероятно яркие, понравилось, что у каждого актера , за исключением двух главных героев и самого Томпсона конечно же, было по пять — шесть ролей.
Весь спектакль наблюдала и восхищалась, как же здорово и органично обыграна сцены, как круто меняются декорации. Спектакль как бы разворачивается в нескольких планах, он и на экране, который снимает камера, — там происходит отдельная своя жизнь, он и на сцене, да ещё и двигается по-кругу. И смена ролей актерами, и громкие и яркие спецэффекты, и меняющаяся сцена, когда твой взгляд никогда не стоит на месте, — это изменяет сознание зрителя без употребления психоактивных веществ.
Весь спектакль ты либо сочувствуешь героям, либо впадаешь в жар и ужас от того, что происходит на сцене, но ты очарован! Одновременно и страшно. Узнаешь где-то в этом всем себя. То смеёшься, то плачешь от грусти от осознания, что ты тоже часть этой большой черной страшной бездушной дыры — Москвы. Каждый найдет свое отражение на сцене, конечно больше те, кто живёт тут с рождения или долгое время.
Два с половиной часа спектакля проносятся очень быстро, антракта нет и слава Богу впрочем. Из этого состояния до конца не хочется выходить. Сидишь и погружаешься туда, откуда очень сложно выйти без конечного шума хлопков и поклонов артистов.
Очень остроумно, колко, в точку. Понравилось, что в спектакле отражено именно наше настоящее время, 2021 год. Аллюзии на нынешнюю ситуацию в России, омоновцы в виде бдсмщиков, которые бегают за людьми с плетками, работники МФЦ, ритуальных агентств и морга, которые показаны гротескно и абсурдно и как будто абсолютно правдиво, которые бегают с бумажками за людьми и потеряли всякое сострадание и чувствительность к людям и жизни. Сцена, когда работник МФЦ или ритуальных услуг ставит печать на бумажке, положив ее на спину герою Александра Горчилина — прекрасная грустная картина, показывающая как вся эта бездушная московская и немосковская бюрократия трахает нас изо дня в день. ))
Герои спектакля — бездушные врачи в больнице, обычные мужики из чебуречной, которые говорят о любви, семье, детях и семейных ценностях, но ни капли не сострадают Филу и Сане, мент, который слушает мантры и делает медитации, завсегдатаи диких московских вечеринок, три амфетаминовые ведьмы ( абсолютно гениальные), уборщица, медсестра, бабка. Разные люди, которые живут все в одном городе — Москве. В спектакле зрителю раскрываются разные ее районы — от Моховой и центра до окраины с люберцами. Вся Москва как она есть. Очень разная и такая ужасная.
Как сказал герой Василия Михайлова — сердце России анатомически составляет собой черную огромную дыру, которая убивает все остальные органы и высасывает из них энергию.
Конец спектакля даёт надежду. Наше поколение должно бороться, мы не должны бояться. Надежда есть, если будет смелость и любовь.
Первый раз была в Гоголь центре, но после этого прекрасного спектакля, полюбила его всей душой. Это место стоит посетить, а этот спектакль тем более!