Премьера фильма «Свет»

Главный приз конкурса игрового кино – «Выборг»

Специальный приз жюри «За лучший актерский ансамбль» – «Выборг»

Большой приз имени Армена Медведева за первое место в конкурсе «Выборгский счет» – «Выборг»

Лучший национальный игровой дебют – «Одна шестая»

Специальный диплом Гильдии режиссеров России – «Сталкер»

Лучший полнометражный фильм – «Лампа»

Приз за лучшую женскую роль – «Северный характер»

В ролях: Елена Яковлева, Дарья Коныжева, Милана Владыкина, Галина Алехина, Елена Жданова, Валерий Панков, Виктория Верберг, Сергей Волков, Сергей Шанин
Режиссёр: Антон Коломеец
Сценарист: Антон Коломеец
Продюсер: Анна Шалашина
Оператор: Екатерина Смолина
Композитор: Савва Розанов
Звукорежиссер: Антон Христенко
Художники: Максим Малеев, Людмила Дуплякина
Страна: Россия
Жанр: драма
Прокат: Capella Film
Релиз: 22 февраля 2024 года

Синопсис: В жизни каждого человека наступает момент, когда он оглядывается назад, чтобы переосмыслить свое настоящее. У Татьяны есть все: семья, работа, друзья, но случайная встреча возвращает ее в прошлое, которое она так долго пыталась забыть.
Сюжет
Зима. Северный российский городок, неразличимый в вечерней тьме. По улицам между типовых пятиэтажек, уютно мигающих комнатными огнями, торопливо переставляя ноги, куда-то спешат закутанные в огромные, неповоротливые куртки люди. Среди них с трудом различима фигура Татьяны — женщины, внешне как будто не примечательной, но выполняющей тем не менее важную миссию. Уже много лет она трудится в социальной службе и ухаживает за своими престарелыми подопечными, к которым относится с искренней нежностью и заботой.
С таким же трепетом она относится и к своему мужу, с которым счастлива много лет, и к уже взрослому сыну Мите. Татьяна беззаветно, не задумываясь, помогает другим, делясь своим внутренним светом. Ей вот-вот исполнится 60 лет. Параллельно мы видим годы беззаботной юности Татьяны – самой яркой поры в ее жизни, навечно отпечатавшейся в сознании. Танцы на дискотеке в парке, надежды и страхи о будущем, откровенные разговоры с лучшей подругой Мариной. Когда-то они мечтали, что через целую вечность будут по-прежнему неразлучно дружить, но всё сложилось иначе.
Пропитанные меланхолией по навсегда утраченному времени воспоминания странным образом усиливаются после знакомства Татьяны с Дмитрием, по совпадению тезкой ее сына, пришедшим в социальную службу, чтобы позаботиться о своей бабушке. Ткань времени рвется и прошлое всё отчетливее проявляется в настоящем Татьяны.

Рождение образа
Сюжет фильма родился из образа, явившегося как-то режиссеру Антону Коломейцу: взрослая женщина, рассеянно глядящая в даль, из которой на нее в ответ смотрит юная девушка. Режиссер начал развивать этот образ – фантазировать о том, кто эти двое и что их связывает между собой. Ответ пришел не сразу, но оказался поразительно прост – это один и тот же человек, вглядывающийся в самого себя через пелену времени. Так родилась идея показать параллель между прошлым и настоящим через призму жизни одного человека. Изобразительным решением стало включить в сюжет две параллельные временные линии, которые сливались бы воедино. В этом режиссеру, как ни странно, помогла его мама, от которой протагонистка унаследовала некоторые факты биографии.
«Время от времени в памяти всплывали истории из молодости мамы. Я стал просить ее присылать мне разные воспоминания юности, важные и не важные. В итоге таким опосредованным образом мама стала прообразом главной героини. Не было первоначальной задачи снять кино о маме, но как-то естественно это выстроилась само. Конечно, это не биография, но очень многое я позаимствовал из жизни мамы. В частности, она тоже трудится социальным работником», — рассказал Коломеец в одном из интервью.
Родители же помогли режиссеру воссоздать на экране хорошо знакомую им атмосферу середины 70-х: «Они много рассказывали о своей молодости, о том, как жили молодые люди в те годы, во всех бытовых и не только деталях. Папа дотошно подбирал аутентичную музыку. Мы хотели бережно рассказать об эпохе и людях, о том, что молодость — прекрасное время даже в годы застоя».

Связь прошлого и настоящего

История поставила перед режиссером сложную задачу. Не только точно воссоздать эпоху, но и передать настроение юности, в которую переносится героиня. Ранее режиссер уже сталкивался с подобной задачей в своей дебютной драме взросления «Ваш репетитор», где он создавал тактильные, наполненные собственным воздухом миры. Другой важной задачей было связать двух героинь – Таню и Татьяну Сергеевну – сделать их разными, но тем не менее сущностно едиными. В этом режиссеру, кроме тонко прописанного сценария, помог очень точный кастинг. Елена Яковлева, сыгравшая Татьяну в настоящем, поражает своей проникновенностью и жизненным опытом, а Дарья Коныжева, исполнившая роль юной Тани, обаятельно колюча и ершиста, как выразился сам Коломеец: 

«Таня в юности — очень интересный для меня персонаж. Обаятельная троечница, она очень любит свою подругу и с ревностью воспринимает новых друзей Марины, а также ее любовь. Она требовательна к миру и обуреваема максималистским желанием… Спустя несколько десятков лет мы видим в Татьяне Сергеевне уже другого персонажа. В ней еще остались отголоски той Тани, но она все-таки очень изменилась. Она не особо думает о себе. Не умеет рефлексировать. Это простая женщина, но простая – не значит глупая и упрощенная… В ее жизни всё хорошо сложилось: ее любят муж и сын, работа приносит ей удовольствие. Но глубоко в ней есть какая-то другая история, которая случилась в юности и живет как бы параллельно».

Не любовь, а дружба

В мире существует великое множество песен и фильмов о любви, где дружбе отведено далеко не главное место. «Свет» — один из немногих примеров обратного. Несмотря на важные для понимания сюжета сквозные темы, обе истории чрезвычайно конкретны, почти бытописательны. Убедительности им придает психологическая достоверность и то, что в их основе лежат простые, случавшиеся с каждым, эпизоды – взросление, расставание с друзьями детства, глупые обиды, ностальгия по юности, и, конечно, сожаления о прошлом. Раствориться в истории помогает и безусловное драматургическое чутье Коломейца, который одинаково точно передает и речь девочек-подростков из 70-х, и жизнь уже взрослых людей.

svet_cc_preview_20230430.00_52_19_20.Still051

, , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *