Театр имени Евгения Вахтангова представил на своей Новой сцене спектакль режиссера Аси Князевой «Пуф, или Ложь и истина» по одноименной пьесе Эжена Скриба.
Написанная французским драматургом в далеком 1848 году, пьеса стала пользоваться колоссальной популярностью сразу же. Однако в нашей стране была поставлена только однажды. Поэтому можно считать режиссера и творческую группу первопроходцами.
Что же такое непонятное «пуф», вынесенное в название? Это забавное французское слово схоже с нашим «пшик». Но значение в пьесе у него более глубокое. Вот как его описывает герой пьесы Сезар Дегоде:
«Это вымысел, превращенный в спекуляцию, ложь, ставшая всеобщим достоянием, пущенная в оборот для нужд общества и промышленности! Все бахвальство, все фокусы и причитания наших поэтов, ораторов, государственных деятелей — все это пуф! Поэт, раздающий звание великого человека всем и каждому ради того, чтобы каждый встречный и поперечный именовал его великим поэтом, — тоже пуф! А ласки, расточаемые избирателям, а предвыборные посулы депутатов, а их речи после избрания! А промышленник, предлагающий свои товары, торговец, расхваливающий свои шелка, министр, угрожающий отставкой, — все это пуф и еще раз пуф! Не говоря уже о том, что существует пуф благотворительности и пуф бескорыстия, пуф патриотизма и пуф благочестия… ибо к помощи пуфа прибегают все сословия, все круги, все классы…»
В спектакле Аси Князевой Пуф оказывается еще и необученным ангелом, роль которого великолепно исполнила Александра Стрельцина. Этакий неопытный ребенок, спустившийся по лестнице с небес, который сталкивается с любовью, с изменами, страданиями героев. Он сам не знает, что такое ложь, что такое истина, так же как и герои он пытается найти ответ на этот вопрос. Кому-то он помогает по личной симпатии, кому-то делает мелкие гадости. Все получают, что хотели, но не очень понятно: приходят ли они к счастью после того как получают желаемое?
Этот ангел – единственное светлое пятно в постановке, сделанной Максимом Обрезковым в серых тонах. Да и вся сценография минималистичная: сцена практически пустая. В центре изучения Пуфа – человек, поэтому все лишнее убрали и сконцентрировались на героях. И вот этому лаконизму сценографии противопоставлены гипертрофированность, масочность персонажей. Князева, следуя за Скрибом, создает комедию нравов, утрируя и высмеивая определенные пороки людей. Поэтому здесь появляется гротесковый граф де Мариньян, мастерски исполненный заслуженным артистом России Владимиром Демченко, потрясающая Мария Бердинских в роли эксцентричной писательницы Коринны, борец за правду офицер Альбер д’Ангремон — Николай Романовский (100-процентное попадание в образ). На роль Сезара Дегоде режиссер пригласила Народного артиста России Евгения Князевя. Это первая совместная работа отца и дочери. Яркость спектаклю придала и музыка композитора Ивана Авдеева.
Комедия считается одним из самых сложных жанров, в то же время и самым философским жанром. К ней обращаются не тогда, когда хочется повеселить людей, а когда ничего больше не остается человеку, как смеяться над своей собственной беспомощностью перед вселенной, перед судьбой. Внутри этого смеха таятся куда более серьезные темы, чем в трагедиях. Удивительно, что и через почти двести лет после написания пьесы, она о том же, что волнует нас и сейчас. И для этого не надо переодевать актеров в современную одежду, переносить их в наше время. Режиссер оставила их в прошлом времени сознательно. Но в финале на поставленные вопросы (совсем не смешные) зрителю приходится ответить себе настоящему.