Премьерные показы спектакля «Ненаглядная сторона» по мотивам повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» прошли в «Ленкоме Марка Захарова». Автором инсценировки и режиссёром-постановщиком выступил заслуженный артист России Игорь Миркурбанов.
К 80-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне практически каждый театр столицы постарался рассказать свою историю о тех днях. «Ленком Марка Захарова» взял за основу одно из самых значительных, и в то же время самых трагичных произведений о войне. Конечно, повесть Бориса Васильева прочитана не многими, но одноименный фильм Станислава Ростоцкого известен всем, выросшим в советское время, и является классикой нашего кинематографа. Тем сложнее задача у режиссера, чтобы избежать повторения. Постановку Игоря Миркурбанова даже не возникает мысли сравнивать с фильмом. Она абсолютно другая. Режиссер начинает историю уже по прошествии нескольких десятилетий после войны. Это взгляд старшины Васкова назад, его непрекращающийся разговор с молодыми девчонками, оставшимися лежать в болотах Карелии. Сгорбившийся Федор Васков (Павел Капитонов) так и сидит около лампадки и маленькой таблички с фамилиями погибших юных зенитчиц: «Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич, Галя Четвертак погибли здесь в мае 1942 года». Сюда же в начале спектакля торжественно через весь зал шествует почетный караул, и молодые солдаты несут вахту памяти во время всей постановки.
Это невероятно сильная и эмоциональная работа Павла Капитонова. Полные боли глаза сыграть невозможно, так можно только прожить, пропустив через себя все чувства своего героя. Сочувствуешь ему безмерно, так же как и девочкам. Молодые артистки театра, которые о войне-то знают только из книжек, смогли перевоплотиться в девушек другой эпохи, совершенно не похожих на современных. Чистые и нежные, но уже как призраки они разговаривают со своим старшиной, смеются, радуются, а самое главное пытаются объяснить ему что в их смерти нет его вины. Но всё же, всё же… эта боль преследует его всю жизнь. Как простить себе, что остался жив, а они лежат там. Хотя для Васкова, кажется, эти девушки более реальные, чем всё вокруг. Это боль того поколения солдат, пришедших с войны, но навсегда хранивших в сердце своих однополчан. Поэтому Бессмертие звучит основой в постановке. Также Игорь Витальевич как режиссер привнес в повесть Бориса Васильева мифологическую символику и образы русской православной агиографии. Так героя встречает провожатый душ — монах Легонт, а переход через болото считывается как путь в другой мир. Лейтмотивом постановки стала песня «Ненаглядная сторона», с нее спектакль начинается и ею заканчивается. 8 и 10 мая Сергей Мазаев сам исполнял ее со сцены.
Режиссеру удалось собрать воедино не просто актерскую команду ( Мария Карая, Алёна Митрошина, Снежана Ширяева, Вероника Чернышова, Виктория Проценко, Катерина Кучма, Евгений Бойцов, Алексей Скуратов, Александра Волкова и другие), а единый организм, живущий на сцене не наигранно, а потрясающе естественно. Наверное, даже оставив только диалоги на сцене, можно было достичь у зрителя стопроцентного погружения. Но декорации, свет, музыка, видеотрансляции – настолько усиливают эффект трагедии и доводят его до такого накала, что боль просто рвет сердце зрителя на части. На минуту молчания зрители вставали с полными слез глазами.